Размер шрифта: A AA
Суббота, 21.09.2019, 23:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Вилкова Наталья Николаевна » Методическая копилка

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
   

 

Тема,  над которой  работаю:  «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» 

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
I. Вводная
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 
Актуальность:
Актуальность решения задачи  психического , физического здоровья воспитанников объясняется наличием у большинства из них таких негативных черт характера как:  - агрессивность и жестокость по отношению к слабым и младшим товарищам, учителям и воспитателям, другим людям вообще,  - эгоизм и неуживчивость в коллективе,  - безволие и бесхарактерность. 

Это лишь частичный перечень личностных свойств относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребенка в  проблемной семье в раннем возрасте, но и неверными методами воспитания, ошибками педагогического характера, собственной не заинтересованностью воспитанников в работе над собой, познания нового, в труде и творчестве. Актуальность решения задачи физического оздоровления организма воспитанников объясняется ростом заболеваний различного характера, развитию которых способствуют:   неблагоприятная экологическая обстановка, малоподвижный образ жизни, некомпетентность в знаниях и умениях поддерживать и укреплять свое здоровье. 
Актуальность решения задач общего оздоровления юного поколения объясняется и тем, что в наших образовательных учреждениях нет педагогики здоровья, вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни преподаются по остаточному принципу. 
Напряжённые и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребёнка, о соотношении факторов обучения и здоровья в общем развитии. Банальное представление: « Здоров тот, кто не болеет», - как бы освобождает учителя от ответственности за формирование здоровья детей; в учебных программах вопросы здоровья преподаются по остаточному принципу, при этом делается акцент на негативных фактах здоровья (несчастные случаи, табакокурение, алкоголизм, наркомания и т.п.); условия организации образовательного процесса не в полной мере отвечают требованиям обеспечения сохранности здоровья. Также можно говорить о том, что при рассмотрении вопросов, касающихся здоровья, слабо учитываются мотивы каждого возраста к восприятию материала. У детей и подростков не формируется потребность сохранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих людей, как необходимое и очень важное качество человека, как основу его самосовершенствования, основу его семейной жизни и профессиональной деятельности. У школьников отсутствуют постоянные действия по приобретению знаний, умений и навыков сохранения здоровья. 


Объект исследования – здоровьесберегающие  технологии.
Предмет исследования – влияние здоровьесберегающей  технологии  на здоровье  учеников.

Цель: Обеспечить благоприятные условия для воспитания у детей позитивного мышления и принципов здорового образа жизни, раскрытия их творческого потенциала.

 

 

Задачи:

 

• Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. 
• Развивать понимание влияния физкультуры и спорта на здоровье. 
• Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. 
• Формировать знания о правилах питания.   Дать понятия гигиены и культуры питания. 
• Закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека. 
• Научить разбираться в полезных и вредных для формирования зубов продуктах, закрепить навыки ухода за зубами. 


Гипотеза - при условии формирования здоровьесберегающей образовательной системы появится возможность обеспечить сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. 
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 
• Разработка действенных мер и механизмов внедрения норм здоровьесберегающего поведения в социальную практику; 
• взаимодействия с социальным окружением по решению проблем здоровьесбережения; 
• эффективного использования возможностей ОУ для формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. 
Разработка и реализация системы мер по обучению и воспитанию здорового человека – это комплексная задача, требующая скоординированных усилий всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), опоры на социум.


II. Основная часть. 
Теоретическое обоснование темы «Здоровье – не производное от лечения, а умение жить, учиться и трудиться, не причиняя вреда своему организму» 
(доктор медицинских наук, профессор Лебедев Н.Т.) 
Гуманистическая направленность обучения и воспитания предполагает гуманизацию всех сторон школьной жизнедеятельности, в том числе развитие здоровых сил ребёнка, его способности к самосовершенствованию. Развитие здоровых сил ребёнка начинается с решения такой значимой для детей и взрослых проблемы, как проблема сохранения и укрепления нравственного, психологического и физического здоровья

 

I Формирование   психического здоровья.
В школе систематически используются социально-психологические и психолого-педагогические методы диагностики (методики выявления уровня тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса). Результаты диагностики состояния психологического здоровья учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, безволие и бесхарактерность, неумение противостоять формам безнравственного поведения, корыстолюбие и безлюбие, слабость психолого-смыслового ядра личности.
Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка. 
Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна. 
Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вопросы духовности и здоровья надо рассматривать во взаимосвязи. «Духовное благополучие» и «духовность» - важнейшие элементы здоровья человека. Именно поэтому перед педагогами и родительской общественностью ставится задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Школе необходимы специалисты медицины и педагоги, сами владеющие наукой быть здоровыми и способные дать эту науку детям. Для создания системы образовательной  деятельности ОУ по сохранению, укреплению и поддержанию здоровья детей необходимо: (создать)
- высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов в целеполагании, планировании и организации воспитательной работы в классе; 
- эффективное использование здоровьесберегающей технологии метода проектов в образовательном процессе; 
- стабильную материально-техническую базу учебного процесса; 
- системный характер диагностики; 
- существование традиций школы; 
- систематический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы; 
- разработать оптимальный режим двигательной активности учащихся начальной ступени образования.  
Данная тема направлена на поиск таких технологий работы с учащимися, которые способствовали бы решению поставленных проблем. 
В моей теме применяются различные методы работы: изучение литературы, педагогическое, психологическое и медицинское наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, тестирование. 
Реализация темы позволит минимизировать влияние отрицательных факторов воздействия на развивающийся организм. 


Работа с родителями включает мероприятия.
1. Беседа с родителями: 
• «Завтра в школу», 
• «Ваш ребёнок пришёл в школу». 
3.«Использование здоровьесберегающих технологий в семье (круглый стол)».

 

Работа с детьми включает  следующие мероприятия.

-Проведение на самоподготовке  физкультминуток.

-Подвижные игры  на свежем воздухе.

- Пальчиковая  гимнастика  на занятиях.

 

Предполагаемый результат: 
• При применении здоровьесберегающих технологий у учащихся начальной школы повыситься интерес к активному здоровому образу жизни. 
• Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе класса

 
 

 

 
 

 

 

 

Список  литературы

 

1.     Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2.     Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.

3.     Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.

4.     Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

5.     Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.

6.     Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

7.     Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

8.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

  1. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.

10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.

11. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Natasha (27.01.2015) | Автор: Вилкова Наталья Николаевна
Просмотров: 689 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019