Размер шрифта: A AA
Суббота, 24.08.2019, 00:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Терехова Любовь Григорьевна » Методические разработки

Воспитание нравственности и духовности у школьников с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение в театрализованную деятельность

Воспитание нравственности и духовности у школьников с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение в театрализованную деятельность

                                                                                   Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

                                                                                   морали и нравственности.  А чем они богаче, тем

                                                                                    успешнее идёт развитие духовного мира.

                                                                                                       Б.М. Теплов 

      Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника.

     Говоря об уровне общей культуры человека, мы имеем в виду высокую степень его разностороннего развития, и в первую очередь развития духовно-нравственного, художественно-эстетического. Современному человеку трудно ориентироваться в информационном потоке, а детям с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) порой небезопасно. Средства массой информации – телевидение, Интернет являются основными источниками доступной, но не всегда полезной  и даже негативной информации.

     Включение театральной деятельности в учебно-воспитательный процесс становится особенно актуальным в современном образовании для создания адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций создаёт благоприятные условия:

- для формирования и развития нравственности и духовности;

- для развития эмоционально-волевой сферы;

- для речевого развития и коммуникативных способностей;

- для самовыражения и самореализации.

         Театрализованная деятельность относится к современным игровым технологиям, которая предполагает особый психологический климат, построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества. Этот вид деятельности является частью коррекционной работы, так как в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и формирование личности ребёнка в целом. Анализ детского творчества и изучение известных работ психологов и педагогов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) доказывают необходимость специального обучения театрализованной деятельности детей с нарушениями умственного развития.

        Любая творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое, несущее в себе отражение личностного «я», совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

С помощью театрализованной деятельности игра, шутка, юмор, творчество органично входят в жизнь каждого ребёнка.  Сказки, игры, музыка формируют у детей эстетический вкус, развивают эмоции. Любую свою выдумку, впечатление окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Кружковая работа по театрализованной деятельности ведется по авторской программе, в основу которой легли труды Н.Ф. Сорокиной и Л.Г.Миланович «Театр -  творчество -  дети», О.В.Каява «Театр и дети» и другие.

Цель программы – создание условий для развития гармоничной личности, формирование нравственно-духовных ценностей, культурного пространства воспитанников средствами театральной деятельности.

Цель достигается при решении ряда задач.

Образовательная: формировать представление о жанровых особенностях литературных произведений: рассказов, сказок, стихотворений, басен.

Развивающая: развивать коммуникативные способности, навыки диалога, культуру общения, умение создавать свой игровой образ через постановку сказок, игр-драматизаций; развивать высшие психические функции - слуховую, зрительную, двигательную память, воображение при помощи специальных творческих заданий; развивать артистические способности и умение мысленно представлять события и героев из литературных произведений.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному творчеству, эстетические чувства и потребности через литературные произведения и объекты эстетического восприятия.

Коррекционная: корректировать эмоционально-волевую сферу, общую культуру поведения, жизненные принципы и нормы через ролевые игры и этикетные ситуации.

В работе применяются следующие формы и методы работы:

- беседы:
- сюжетно-ролевые игры;
- мимические и пантомимические этюды;
- речевые тренинги;
- игровые и ритмические упражнения;
- рассматривание иллюстраций;
- упражнения на выражение эмоций,  координацию   движений;
- выразительное чтение произведений;
- репетиции;
- просмотр профессионального спектакля.

В названии кружка «Зеркало» – заложены составляющие, которые необходимы, как артистам, так и зрителям - это задор, успех, радость, красота, аплодисменты от зрителей, любовь, опыт.

         Занятия в кружке «Зеркало» ведутся по программе, включающей несколько направлений (5).

«Знакомство с театральной культурой»

«Ритмопластика»

«Культура и техника речи»                

«Театральная игра»                            

«Этика и этикет»

Рассмотрим каждое подробней.

Направление «Знакомство с театральной культурой» формирует у воспитанников общее представление о видах, жанрах театрального искусства, культуру зрителя, правила поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях. Знакомит с основными понятиями и терминологией театрального искусства.

          Направление «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений.

Направление «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Направление «Театральная игра» предусматривает развитие у воспитанников игрового поведения, возможности актёра «превращать», преображать с помощью своего поведения место, время, ситуацию, партнеров, а также эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Направление «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра)

Работа кружка строится на следующих принципах:

Принцип доступности. Обучение и воспитание идет с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип динамики. Ребёнку предоставляется возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип наглядности. В обучении используются разнообразные иллюстрации, информационно-коммуникативные технологии, видеозаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы.

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

      Театрализованная деятельность раскрепощает, даёт веру в возможность собственного успеха. Успеху придается большое значение, нельзя рассчитывать на то, что воспитанник вырастет успешным, если в его жизни будут только неудачи и разочарования. Успех придает уверенность в собственных силах, способствует саморазвитию личности. Успех может быть и внутреннего плана (когда ученик борется с различными комплексами) – это и публичный выход на сцену, или самостоятельное моделирование ситуаций. Успех ребёнка в школе - это залог успеха в жизни. Успех рождает положительный импульс к активной деятельности. Таким образом ситуация успеха становится фактором развития личности воспитанника.         

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

                                               Лев Семёнович Выготский

     Продвигаясь от простого к сложному, воспитанники постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Деятельность детей в кружке тесно связана с умением рисовать, петь, танцевать. Это возможность выразить собственные идеи в удобной для них творческой форме: изготовление афиш, программок, объявлений.

      Выступление на школьных праздниках, постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сказок, сценок из жизни школы, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству, а также формированию интегративных качеств личности – ответственности, организованности, добросовестности, ориентирования в различных жизненных ситуация

       В результате освоения программы театрального кружка воспитанники получают комплекс знаний и приобретают определенные умения.

К концу года они должны:  

   Знать:

- виды театров;

- правила поведения в театре;

- назначение театральных билетов, афиш, программок;

- атрибуты театра;

- оформление, костюмы, декорации;

- понятия «мимика», «жест», «походка», «интонация»;

- структуру сказки (зачин, присказка, развитие действия, развязка, концовка).

 

    Уметь:

- выразительно и чётко говорить; узнавать по лицу настроение, эмоциональное состояние и характер персонажей;

- пользоваться мимикой, жестом;

- общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях;

- отличать произведения различных жанров;

- передавать образ персонажа в свойственной ему манере.

    А также

- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

-  достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом;

- воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;

В течение прошлого учебного года участники кружка принимали активное участие не только на всех общешкольных праздниках, но и вне школы.

Выступления вне школы

1. Выступление на областном родительском собрании по вопросам взаимодействия семьи и школы в КОУ СКОШ № 6

2. Выступление в Омском государственном педагогическом университете в «Весенней неделе добра»

         Занятия в театральном кружке «Зеркало» имеет большое воспитательное значение, так как воспитывает только положительные качества личности. Воспитанники овладевают целым комплексом искусств – художественным словом, музыкой, пением, пляской, изобразительным искусством, художественным трудом.

      Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

         Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

 

 

Категория: Методические разработки | Добавил: Омичка (22.04.2015)
Просмотров: 777 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2019 год в России объявлен Годом театра. В связи с этим вопрос: «Как часто Вы бываете в театре?»
Всего ответов: 35
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019