Размер шрифта: A AA
Суббота, 24.08.2019, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Терехова Любовь Григорьевна » Методические разработки

Русская изба

Внеклассное занятие-экскурсия «Русская изба»

для учащихся 8-9 классов

Цель: знакомство учащихся с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

2. Дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения своего жилья.

3. Развивать познавательную активность и кругозор школьников.

4. Воспитывать у учащихся интерес к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, любовь и уважение к истории русского народа и бережное отношение к музейным предметам и историческому наследию России.

                                         Ход занятия:

Воспитатель. - Ребята, мы с вами пришли в школьный музей. А что означает слово музей? (учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов)

- Как называются предметы в музее? (Экспонаты). Правильно, а о чём экспонаты нашего музея могут рассказать? (Они рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал).

Воспитатель. - А как называется наш музей? (Старина сибирская). 

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.

           Умный сильный наш народ
           Свою землю бережёт.
           А преданья старины
           Забывать мы не должны! 
Воспит:- Почему мы, люди,  которые живем в современном мире должны знать историю жизни русского народа, его традиции? (ответы детей)
Восп. -И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей) - Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.

Воспит. - Ребята, какие вы знаете пословицы о доме и семье?
«Составь пословицу» ( пословицы разделить на две части - один читает начало пословицы, второй по смыслу должен прочитать окончание пословицы)

- Не красна изба углами,        а красна пирогами.
- Семья сильна,                       когда над ней крыша одна.
- Вся семья вместе,                 так и душа на месте.

- Без хозяина дом –                сирота.
- Кто родителей почитает,    тот вовек не погибает.
- Коли в семье лад,                так не надобен и клад.

Воспит.      С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне в старину, несколько сотен лет назад.

(Слайд 1) Перед вами простая крестьянская изба, и мы сегодня познакомимся с предметами быта этой избы. А поможет нам в этом волшебная шкатулка с загадками.

Вот первая загадка. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает. (Печь)  Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. (Слайд №2)

Воспит: Как вы думаете. Почему? (Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят).  Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок.

-  А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках? Давайте их назовём («Гуси-лебеди», «Каша из топора», «Домовенок Кузька», «Три медведя», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», «Колобок» и др. (Если дети затрудняются, можно предложить картинки)

Воспит. (Слайд №3)   Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как была устроена русская горница. Давайте сядем в нашей «горнице» и начнём разговор.

Горница – так называли комнату в избе. Кто нам напомнит, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? (большая русская печь).

- Конечно, не случайно говорят: «Печь всему голова». - Печь делит горницу на две основные части. Одна половина, левая, вот здесь за печкой, женская. Её так называли потому, что здесь хозяйки делали домашние дела. Какие? (Готовили еду, мыли посуду, стирали и т. д.)

- Как женщину в старину называли? (бабой). Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, бабий кут.

- Здесь есть всё, что нужно хозяйке. А в другой стороне горницы – правой - стоит стол обеденный, лавки, сундуки, икона висит. На этой же стороне окно, поэтому угол самый светлый. На окне – занавески, на полу – половики. Половики ткали хозяйки сами и стелили их на пол вместо ковров. Правая половина горницы были самой нарядной, красивой и называли эту часть горницы – красный угол.

В доме два очага: земной – огонь в печи и духовный – красный угол.

   (Слайд №4) Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. Люди очень  заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь. Красный угол был обращен к юго-востоку,  олицетворял собой зарю. Он принимал первые лучи утреннего солнца. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

 

Воспит. И загадка из шкатулочки. О чём она?

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Слайд №5 Рядом с печкой стоят железный ухват. А для чего он? Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. (Показать чугунок и ухват) Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.

- С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Воспит. А вот другая загадка. Зубов много, а ничего не ест. (Пила) Да, ребята, печку в те времена топили дровами. Заготавливали их с помощью пилы и её помощника топора.

 Физминутка. Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а вы – повторять за мной.
За дровами мы идём и пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки!
Воспит. Ребята, а теперь давайте вспомним предметы и вещи, находящиеся в крестьянской избе? Ответы детей.  

    В красном углу стоял обеденный стол. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться.  Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили

наши предки.

Воспит. Вдоль стен стояли широкие лавки. (Слайд № 6) На них и сидели, и спали.

А чем скамья отличалась от лавки? Как вы думаете? Ответы детей.

(Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать).

       Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.

Около печи укрепляли деревянный настил – полатиПолати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении).

Воспит. (Слайд № 7) Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.  Показ слайда – «Старинная русская  посуда»

- Как на Руси домашнюю посуду называли?  («утварью»). Домашняя утварь – горшки, кринки, миски, блюда, ковши, чугунки и т.д. использовалась для хранения и приготовления пищи.

Воспит: Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян? (Она изготовлена была из дерева и глины.) А вот следующая загадка. Сама не ем, а всех кормлю. (Ложка)

Воспит. Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди

Воспит. В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки. Чистопородный барин, дородный всему народу наливает воду. (Самовар) (Слайд № 8) От всех невзгод, от всех болезней, что может быть его полезней? (Чай)

Воспит. (Слайд № 9) А как вы думаете, что делали этим предметом? Спросим у нашей шкатулочки. Загадка. В Полотняной стране, по реке Простыне плывёт пароход - то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. Что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги.

Воспит. Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни.

Назовите этот загадочный предмет? (прялка) (Слайд № 10)

Воспит. Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме?  С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.

Воспит. Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что? (Лапти) ( Слайд  № 11) Из чего плелись лапти? (Из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Воспит.- Для работы нужен свет. (Слайд № 12) Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером?  В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина.
 

Воспит. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы детей) Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием- пряли, вышивали, плели лапти, вырезали деревянные ложки, пели песни, водили хороводы. Всё, что здесь находится, русские люди делали своими руками.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди, в старину.

Давайте поиграем в игру «Что было? Что стало?» 

1.Раньше носили …….. лапти, а сейчас…(сапоги)

2.Раньше готовили в …..печи, а теперь… (на плите)

3.Раньше спали……….на лавках, а теперь… (на кровати)

4.Раньше одежду хранили……..в сундуках, а сейчас… (в шкафу)

5.Раньше носили воду ……..из колодца, а теперь… (льётся из водопровода)

6.Раньше зажигали ………лучину, а теперь есть (электричество)

Рефлексия.

Воспит. - Ребята, с чем мы познакомились в нашем музее. (Мы познакомились со старинной русской избой).

- Как называется наш музей? (Старина сибирская)

- Почему он так называется?  (ответы детей)

 Вопросы:

- Что нового узнали о русской избе?

- Какие названия запомнили?

- Какие поверья, обычаи, приметы вы запомнили?

- Какие традиции сохранились до наших дней?

- Мне бы хотелось узнать, за что вы любите свой настоящий дом, свой родной очаг? (ответы детей) Спасибо за ваши ответы.

Воспит. «Русская изба» - это удивительный мир старины - тут и русская печь с чугунками и ухватами, стол с самоваром, деревянные скамейки, кровать, заправленная лоскутным одеялом, на полу домотканые половички. На окнах занавески, стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые рушники, салфетки. Здесь же прялка, зеркала, утюги, кринки, туесок. 

                         Дом, как известно всем давно,-

                         Это не стены и не окно,

                         Это не стулья со столом;

                         Это не дом.
                         Дом – это то, куда готов
                         Ты возвращаться вновь и вновь,

                         Яростным, добрым, нежным и злым, еле живым.
                         Дом – это там, где  вас всегда поймут,
                         Там, где надеются и ждут,
                         Где ты забудешь о плохом,-
                         Это твой дом.

Воспит. Каждый человек, возвращаясь в свой родной очаг, ищет у него поддержку, ласку. А теперь, ребята, можно поближе рассмотреть предметы русской избы.

Категория: Методические разработки | Добавил: Омичка (02.10.2016)
Просмотров: 649 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2019 год в России объявлен Годом театра. В связи с этим вопрос: «Как часто Вы бываете в театре?»
Всего ответов: 35
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019