Размер шрифта: A AA
Среда, 21.11.2018, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Терехова Любовь Григорьевна » Методические разработки

Развитие речи у детей с умственной отсталостью (ТМНР) посредством пальчиковой гимнастики

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский

Дети с умственной отсталостью (ТМНР) имеют множество отставаний в развитии: у них не сформирована речь, память, мышление, бедная эмоциональная сфера, но они способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности через непрерывный процесс познания окружающего мира. Ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. Пальчики у детей с нарушением в развитии непослушные, малоподвижные, это выражается в неточном выполнении движений, недостаточной координации. Многие дети не умеют держать правильно ложку в руке, с трудом берут правильно кисточку и карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Самым важным и основным из корригирующих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми навыкам письма является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика– это веселые упражнения и игры для пальчиков и рук. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у воспитанников с ТМНР и отражают реальность окружающего мира – животных, людей, их деятельность, явления природы.

Пальчиковая гимнастика развивает внимание, память, воображение, стимулирует моторные и речевые зоны мозга ‒ способствует социальной адаптации детей.

Цель пальчиковой гимнастики - развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом режимном моменте, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

Дети с ТМНР очень любят играть в пальчиковые игры, они вызывают только положительные эмоции, помогают совершенствовать движения рук, развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, память, речь, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной.
Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка, учат концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
В процессе пальчиковых игр и упражнений развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Простые движения помогают снять напряжение с рук и расслабить мышцы всего тела.

Пальчиковые игры делятся на следующие виды:
Игры – манипуляции, где ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик, в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

«Сорока-белобока»

«Ладушки»

«Пальчик-мальчик, где ты был?..»
«Оладушки»,

«Мы делили апельсин…»

«Этот пальчик хочет спать…»

«Моя семья»

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли".

Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка, «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки».
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки. «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка». Эти упражнения позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

Работа с детьми ведётся в следующих направлениях:

• пальчиковая гимнастика;

• пальчиковые игры (с речевым сопровождением);

• пальчиковый театр;

• игры с предметами (игры с крупой и т.д.), шнуровка, мозаика;

• рисование по точкам;

• раскраски.

Пальчиковая гимнастика и массаж в «сухом бассейне» способствуют:

• нормализации мышечного тонуса;

• стимуляции тактильных ощущений;

• увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

• формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

"Горох"

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук:

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Кто больше?»

Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

"Напрягаем пальцы "

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

«Найди спрятанный предмет»

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

«Насыпаем в чашечку» С помощью ложечки перекладывать горох в чашечку.

Игры с бусинами

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук:

• развивают мелкую моторику;

• развивают внимание;

• развивают память

Упражнения, способствующие развитию моторики рук:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры со стихами, скороговорками

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Пальчиковый театр.

5.Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

7. Выкладывание фигур из счетных палочек.

8. Завязывание и развязывание узелков;

собирание разрезных картинок

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость,

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

- учёт индивидуальных возможностей ребенка.

Пальчиковые игры.

  • тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Упражнения для кистей рук: «Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», Печем блины» и другие.

Упражнения условно статические: совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Зайчик»

Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука - «зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» – это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука – «зайчик», левая рука – «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик - под сосной,

Этот зайчик – под другой.

Упражнения для пальцев динамические:

«В гости»

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.
• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Хлопают в ладоши.)

«Прятки»
В прятки пальчики играли
(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.

«Фонарики»
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)
Фонарики погасли!
(пальцы сжать)
Упражнение выполнять несколько раз.

«Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был?
(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)
С этим братцем в лес ходил.
(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.))
Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять….
(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,
указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«В гости»
В гости к пальчику большому
(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.»
Приходили прямо к дому
(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.)
А мизинчик-малышок
(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.)
Сам забрался на порог.
(Постучать кулачками друг о друга.)
Вместе пальчики — друзья.
(Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.)
Друг без друга им нельзя.
(Соединить руки в «замок».)

«За работу»
(Пальцы сжаты в кулачок.
Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большаку - дрова рубить.
(Разгибаем большой палец.)
Печки все – тебе топить.
(Разгибаем указательный и т.д.)
Тебе – воду носить.
А тебе – обед варить
А тебе – посуду мыть.
А потом всем песни петь.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)

«Пальчики ложатся спать»
(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик - прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
(Выпрямить все пальцы.)
Нам гулять идти пора!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Домик»
(Пальцы сжать в кулачок.
Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Разгибаем пальцы.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

«Дружные пальчики»
(Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному,
начиная с большого.)
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а это – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот - указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
«В конце снова сжимают пальцы в кулак,
но большой кладут сверху.)

«Пять маленьких братьев»
(Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.)
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря его называют указательным.
Третий твой палец – как раз посередине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповторимый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимец,
По счету он пятый.
Зовется мизинец.

«Прогулка»
(При выполнении этого упражнения дети сидят за столами
и ритмично, поочередно, скачками согласно тексту
двигают по поверхности стола от себя к его
противоположному краю прямые пальцы обеих рук.)
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены
вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые — догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики — бегом,
(Движение средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые—пешком.
(Медленное движение безымянных пальцев по
поверхности стола.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
(Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.)
Мы морковку трем, трем,
((Потирают кулак о кулак.)
Мы капусту солим, солим,
(Имитируют посыпание солью.)
Мы капусту жмем, жмем.
(Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)

«Замок»
На двери висит замок.
(Дети сжимают пальцы в замочек.)
Кто его открыть не смог?
(Пожимают плечами.)
Мы замочек потянули,
(Тянут в стороны сцепленные кисти.)
Мы замочек покрутили,
(Крутят сцепленные кисти.)
Мы замочком постучали
(Стучат основанием кистей друг о друга.)
И открыли!
(Разводят кисти в стороны.)

«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Дети изображают ладоням «цветок с закрытыми лепестками».)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Разводят пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание
(Ритмичные движения пальцами - вместе и врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Дети изображают кистями рук «корни»).

Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия.. Пальчиковые игры расширяют кругозор, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Список литературы

1. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. №7.
2. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.

3. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.
4. Косинова Е.М. «Гимнастика для пальчиков», Москва, 2001.

5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2000.
6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.
7. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2004.
8..Ткаченко Т.А. Мелкая мотрика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.

9. Усачева Л. В. Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными нарушения развития // Молодой ученый. — 2018. — №27. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/archive/213/51967/

https://text.ru/rd/aHR0cDovL21hcmdhcml0YXBhcnNoaW5hLmJsb2dzcG90LmNvbS9wLzkuaHRtbA%3D%3D



Источник: https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9uc3BvcnRhbC5ydS9kZXRza2l5LXNhZC9yYXpub2UvMjAxNy8xMi8xNS9wYWxjaGlrb3ZheWEtZ2ltbmFzdGlrYS1pL
Категория: Методические разработки | Добавил: Омичка (16.10.2018)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2018 год - Год волонтёра. Как Вы относитесь к общественно полезной работе на добровольной основе?
Всего ответов: 46
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки
















Архив новостей
         Система Orphus             

Copyright MyCorp © 2018