Размер шрифта: A AA
Пятница, 23.08.2019, 23:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Терехова Любовь Григорьевна » Методические разработки

Путешествие в старину

Игра-викторина «Путешествие в старину»

Цель: расширять знания учащихся о народных традициях и обычаях русского народа;

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- приобщать к системе духовных и культурных ценностей нашего народа;

- развивать коммуникативные навыки;

- обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

- воспитывать уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

 

Воспитатель. А вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в старину.

К путешествию в старину, вас я приглашаю-

О русских обычаях, традициях предков больше узнать предлагаю

Как жили люди на Руси, и что нам завещали-

Они хотели очень, чтобы мы традиции их продолжали!

Воспитатель: Итак, предлагаю вам сейчас сыграть в игру-викторину. Сегодня проверим насколько хорошо мы знаем русскую народную культуру?

Что входит в понятие русская культура? (традиции и обычаи русского народа)

Мы вспомним ее быт, обычаи, традиции, побываем в прошлом, и откроем для себя новое и интересное. А какими должны быть путешественники? (Ответы детей) Ну конечно смелыми, сильными, внимательными, дружными, терпеливыми и активными. Мы сейчас это и проверим.

Воспитатель: Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри... Представить членов жюри.

Для игры надо разделиться на две команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команде. Правильный ответ приносит командам 1балл - «жетон».

1. Разминка (конкурс для капитанов)

Воспитатель загадывает загадки командам по очереди.

1.Два брата видятся, а вместе не соберутся (пол и потолок);

2.Чего из избы не вытащишь? (печь);

3.Черный конь прыгает в огонь (кочерга);

4. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдаёт, а сам в угол идёт (ухват);

5.Под одной шляпой четыре брата стоят (стол);

6.Самая распространенная на Руси обувь (лапти);

7.Без чего не возможен обед на Руси (без хлеба);

8.Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина);

9.Светлая парадная комната в доме (горница).

10. Старинная русская посуда (утварь)

11. В Полотняной стране, по реке- простыне плывёт пароход - то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. (утюг)

12. Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что? (лапти)

 

Воспитатель. Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда.

2.  «На все руки от скуки»

Воспитатель. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось. (Перед командами лежат орудия труда - коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки)

 

Воспитатель. Есть такая наука - этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

3. Этнографический конкурс (Русские праздники, обычаи и обряды)

Воспитатель задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

1.   Когда на Руси праздновали Святки?  (7-19 января)

2.   В какой день недели встречают Масленицу? (понедельник – встреча)

3.   Сколько времени длится Великий пост?  (7 недель)

4.   Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, часто воровавшее детей?      (Баба Яга)

5.   Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой.    (Леший)

6.   Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами. (Домовой).  

Ребятам предлагаются карточки с заданием, необходимо выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, на санях, кулачные бои, игры, веселье и конечно, же..

             а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

 

2. Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны;  в) встречей лета.

 

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества;     б) Масленицы;    в) Пасхи.

 

1.Уберите лишние предметы в тексте: «В старину в избе стояли: стол, лавки, книжный шкаф, печь, сундук, диван».

2. Уберите лишние предметы на столе: В старину готовились к обеду так: «На столе стояли миски, тарелки, горшки, ложки, вилки, салфетки».

Подведение итогов за 3 конкурса.

 

4 конкурс «Особенности русского быта»

Воспитатель: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.) 1.

 11. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)

12. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)

 

Физминутка Дружно встали – раз, два, три –
                       Мы теперь богатыри.

                       Богатырь – вот он каков:

                       Он силен, он и здоров,

                       Он из лука стреляет, (имитируют движение)

                       Метко палицу бросает,

                       На границе он стоит,

                       Вот ладонь к глазам приставит,
                       Зорко, зорко наблюдает,

                       Повернётся влево, вправо,

                       Оглядится величаво.

Воспитатель. Ребята, а кто такие богатыри земли русской (ответы детей?  

 

5.  Экскурс в историю. ( По 2 загадки для каждой команды)

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

(кольчуга)

 

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

(шлем)

 

Оружие это, трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

 

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

 

                       Командам раздаются карточки с заданиями:

1.Перечислить оружие и доспехи русского воина, представленного на картине  «Три богатыря» (лук, стрелы, колчан, копьё, палица, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга)

                         

2.  Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей

Вольга;

Тугарин – Змей;

Добрыня Никитич;

Илья Муромец;

Алёша Попович;

Владимир Красно Солнышко;

Василий Буслаевич;

Соловей Разбойник.

 

                    6 конкурс. «Былинные герои»

1.  Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец.)

2.  Какой праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица».)

4.  Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.)

5.  Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.)

6. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

7.  К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу.)

8.  Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу.)

9.  Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи.)

10. Как называются русские народные песни о подвигах богатырей? Былины

11.  Назовите имя громадного богатыря, которого «даже земля не держит».

Святогор.

 

Воспитатель.  Русский народ – создатель богатого фольклорного наследия: мудрых пословиц, хитрых загадок, печальных обрядовых песен. Пословицы и загадки тесно связаны друг с другом, входят в песни, былины и сказки, служат людям верную службу учат, советуют, предупреждают.

Воспитатель. Как вы думаете, чему они учат? (ответы детей)

7.  «Русский фольклор»

На вид пословицы просты, начни-ка вспоминать.

Но мудрости и красоты у них не занимать.
И если их перечитать, то убедишься снова:
Захочешь, что-то поменять – не выкинешь ни слова.


«Знаете ли вы пословицы и поговорки?»
Задание: Необходимо подчеркнуть правильное окончание пословицы.

1. Авось да как-нибудь.....

 

 .....и так проживем

.....до добра не доведут

.....само дело делается

 

2. Волков бояться...
 

 .....ружьём запасаться
 .....трусом остаться
 .....в лес не ходить

 

3. Что в воду упало, то...

.....рыба достала
 .....пропало
 .....ко дну пристало

 

4. Сколько волка не корми, он...
 

.....всё равно собакой не станет
 .....всё равно не наестся
 .....всё равно в лес смотрит 

 

8. «Русская кухня»

Воспитатель. А какие блюда русской кухни знаете вы? (ответы детей)

Команды получают набор изображений различных блюд. Нужно отобрать те блюда, которые относятся к традиционной русской кухне.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. Я вас тоже угощаю пряниками.

Подведение итогов игры.

Рефлексия.  «Цветик-многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Категория: Методические разработки | Добавил: Омичка (18.04.2016)
Просмотров: 1068 | Рейтинг: 1.0/1
Новое на сайте
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2019 год в России объявлен Годом театра. В связи с этим вопрос: «Как часто Вы бываете в театре?»
Всего ответов: 35
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019