Размер шрифта: A AA
Пятница, 23.08.2019, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Терехова Любовь Григорьевна » Методические разработки

Особенности нравственного развития и поведения детей с ОВЗ в коррекционной школе

"Особенности нравственного развития и поведения

детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе»

                                                                                                                                                                      «Единую задачу воспитания можно целиком выразить  в одном только слове: нравственность»

                                                                                                                                                                                                                                                                    Немецкий педагог И. Герберт 

               Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

              Множество повседневных вопросов: как научить детей жить дружно, учиться лучше, любить Родину и беречь природу, как оградить их от вредных привычек, как вырастить их физически здоровыми и т.д. Но главный из этих вопросов – как научить детей жить по-человечески? Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание. Это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. 

             Итак, нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, стойкость, мужество, честность, благородство, верность слову, верность дружбе.   Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте.   Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, обернется большой бедой в будущем.

                Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями. В современном образовании педагогу коррекционной школы отводится особая роль в воспитании, становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности.  Ведь формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах, поскольку в этом возрасте происходит повышение ответственности у ребенка, расширяется круг его общения, формируется область обязанностей, определяющихся принятыми нравственными ценностями, и продолжается на протяжении всех лет обучения.

      Процесс этот длительный и сложный в силу особенностей высшей нервной деятельности учащихся.   Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

     Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

  «Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

          Особенности нравственного воспитания в школе VIII вида определяются особенностями развития ребенка с нарушением интеллекта, а именно: 

1) особенностями познавательной деятельности;

2) особенностями эмоционально-волевой сферы ребенка;

3) особенностями формирования характера.

             Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности воспитанника с ОВЗ. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.

     Рассмотрим каждую из этих особенностей и покажем их влияние на нравственное воспитание учащихся.

1.Нарушение познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта затрудняет его общение с окружающим миром. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Поэтому он не может сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям. Все это нередко приводит ребенка с нарушением интеллекта к нарушению норм поведения, к нравственным проступкам.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, о которых уже говорилось ранее, также создают трудности для нравственного воспитания учащихся. Поэтому педагог, зная индивидуальные особенности своих учащихся, дифференцированно подходит к каждому из них.

      Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда за внешними поступками (и плохими и хорошими) окружающие не видят мотивов поведения ребенка.

Иногда ребенок с нарушением интеллекта поступает внешне правильно, но в основе его поведения лежит только мотив подчинения: «Так требуют, если не сделаю -- накажут, будут сердиться, так велят» или: «Так нельзя, не разрешают». И наоборот, неправильные поступки совершаются детьми с нарушением интеллекта не всегда из плохих побуждений. В основе их поступков   может лежать непонимание ситуации и отношений, известная несдержанность, явившаяся следствием повышенной возбудимости нервной системы, или другие причины, в которых педагоги и родители обязаны разобраться.

Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, имеет вовлечение детей в коллективный общественно полезный труд. Но труд окажет воспитательное воздействие только тогда, когда параллельно будет проводиться нравственное воспитание, когда ребенок будет активным участником общественной жизни.

3. Особенности, связанные с отклонениями в характере. Характер -- это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека.

В характере отражается система свойств личности: направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, сформировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. В характере любого человека различаются следующие основные качества: воспитанность, цельность, определенность, сила, уравновешенность.

Индивидуальные черты характера человека формируются под воздействием социальных условий его жизни и воспитания. Эти условия и определяют, какими будут основные качества характера того или иного человека.

Связь школы с жизнью, организация разнообразных видов деятельности, очень важны для формирования характера ребенка с нарушением интеллекта.

     Л.С.Выготский, рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка с позиции выяснения взаимодействия биологической и культурной линии развития, выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции.

       Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

        И всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с нарушением интеллекта, как на личность, которая неизбежно попадёт в среду общества. Несмотря на то, что эти дети особенные, они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике

       Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству.

               Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у учащихся с ОВЗ специальные методы и приёмы.

Методы и приёмы формирования нравственного поведения

1.Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):

   • прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);

   • требование – просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);

   • требование – доверие («Я не сомневаюсь, что ты сможешь…».);

   • требование – одобрение («Молодец, вовремя помог товарищу».);

   • показ положительного действия («Посмотрите, как нужно…».)

   • контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и    привлечение их к самоконтролю).

2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).

3. Общественно - полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения):

   • поручения;

   • организация конкретной помощи;

   • одобрение со стороны педагога;

   • организация соревнования.

     Методы и приёмы формирования нравственного сознания

1.      Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.

2.      Практически – действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства). Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с различными информационными методами.

3.      Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением. Важно работать как со всей группой, так и с отдельными воспитанниками. Важной функцией педагога является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, куратора и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

      Часто у детей такой категории наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима. Поэтому систематичность и последовательность в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.  

      Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. 

        Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое нравственное развитие личности, при котором происходит и полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения учащихся находятся в полной гармонии с их взглядами, сознанием, убеждениями, когда натуральное поведение переходит в культурное.

        Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

        Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по нравственному воспитанию принесёт свои плоды и позволят изменить в лучшую сторону детей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество. 

Категория: Методические разработки | Добавил: Омичка (21.11.2015)
Просмотров: 2367 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2019 год в России объявлен Годом театра. В связи с этим вопрос: «Как часто Вы бываете в театре?»
Всего ответов: 35
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019