Размер шрифта: A AA
Пятница, 23.08.2019, 23:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Терехова Любовь Григорьевна » Методические разработки

Методы и приёмы активизации познавательной активности на самоподготовке

                                          Методы и приемы активизации

                             познавательной активности на самоподготовке

        Подготовка домашних заданий один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающим у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент учащихся, с которыми мы работаем – дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?

      Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями (К.Д.Ушинский).

      Опыт работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать?

Результат самоподготовки зависит:

1.      От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

2.      От организации самоподготовки воспитателем.

     Самоподготовка должна носить организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.

     Правильно организованная коррекционно-воспитательная работа помогает активизировать познавательную деятельность, развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу, а значит и повысить уровень общего развития детей.

     Активизация побудить к активности, усилить деятельность. (Толковый словарь Ожегова, Шведовой) Главная цель активизации - формирование активности обучающихся. На всех этапах самоподготовки необходимо проводить работу по активизации познавательного интереса, которую можно выстроить в виде схемы:

1.Развитие познавательного интереса;

2.Стимуляция познавательного интереса;

3.Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие - потеря интереса к деятельности (физкультминутки, релаксационные паузы);

4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

5.Дифференцированный подход к каждому ребёнку.

      Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интерес является главным мотивом активизации обучающихся. Чтобы пробудить интерес, использую:

1. Игры-загадки на формирование умения рассуждать, делать выводы.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача.      1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

       Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

2. Игры-предположения: «Что было, если бы…», требует рассуждения, осмысления последующего действия.

3. Упражнения на внимание. Управлять вниманием обучающихся можно используя обращение:

- Посмотрите внимательно на картинку…

- Обратите внимание….

- Предложить в течении 3-5 сек запомнить расположение кружочков в

   квадратах и воспроизвести их на заранее подготовленных квадратах.

- Цифровая таблица с набором цифр от1 до 25 в произвольном порядке. Нужно

  быстро находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25.

- Птица – не птица. На внимание и знание птиц. Задача детей внимательно

   слушать и если прозвучит слово, обозначающее не птицу, то хлопать в

   ладоши.

4. Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут – час         

- военнослужащий, стоящий на посту – постовой

- ребёнок, любящий сладкое- сладкоежка

- очень смешной фильм - комедия

     Наши учащиеся в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. На самоподготовке одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, являются коррекционно-развивающие игры, упражнения, задания.

   Специальные упражнения, которые помогают активизировать наш мозг.

5. Физкультминутка "Кнопки мозга".

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дыши, сдави изо всех сил основание ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Втянуть живот, потянуться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Замрите на 10 – 15 сек, повторить 3 раза.

 6. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Но в отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной активностью.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

Пиджак из шерсти. Он (какой?) -  Шерстяной.

Платье из шелка. Оно …

Футболка из трикотажа. Она …

Куртка из кожи. Она …

Шуба из меха. Она …

Пальто для бабушки. Оно …

Одежда для улицы. Она…

Сапоги из резины. Они …

Косынка из ситца. Она …

Сарафан для лета. Он …

Плащ для весны. Он …

Майка для детей. Она …

Брюки для Мужчин. Они…

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый',

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели — 

Ягоды рябины —

    Необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательного интереса, являющегося средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.

   Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей.  Введение элемента игры с привлечением сказочного персонажа, который проверяет готовность детей к работе, элементов краткого соревнования: «Кто сегодня быстрее и лучше подготовит своё рабочее место?» Проверка готовности в форме игры. Например – «Светофор», где подготовивший своё место, поднимает зелёный кружок. Включение этих приёмов способствует созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.

Следующая задача – максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением специальных коррекционных упражнений. «Кто меня слышит…»  Если в классе возник шум можно тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее воспитатель тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. И далее произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза.

        У детей поддерживается интерес, концентрируется внимание, идет подготовка к восприятию дальнейшей информации.

     Следующий этап самоподготовкиинструктаж. Цель которого – подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий, на котором осуществляется связь с урока и самоподготовки. Применение специальных коррекционных упражнений помогает детям активней включиться в деятельность, это упражнение, задача которого: «Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации». На доске записаны 5 слов по изучаемой теме и одно слово произвольное. Задание: «Определите лишнее слово, подберите правило из учебника к оставшимся четырём». Отгадать слово и выбрать из него лишнее:

(тарелка, ложка, кружка, звонок)

(роза, астра, клен, ромашка).

Пословицы «шутят», одна озорная буква заняла чье-то место:

Первый клин комом. В здоровом теле - здоровый пух (дух). Два сапога – тара (пара). Голод- не щетка (тётка).

При этом дети не просто выполняют учебное задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации. Происходит активизация интеллектуального компонента познавательной деятельности. Всё это укрепляют, активизируют внимание, повышают познавательный интерес, улучшают результативность учебы за счёт осознанных процессов. Дети вспоминают учебный материал, после чего приступают к самостоятельному выполнению домашнего задания.

     Непосредственно перед выполнением задания можно, провести эмоционально-волевую установку. Содержание текста может быть различным, но смысл один – настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы. Таким образом, постепенно подготавливаем детей к самостоятельной умственной работе. Этот этап самоподготовки самый трудный для детей, во время которого они самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда.

Во время самостоятельной работы если есть необходимость в оказании помощи:

1. Предложить повторить правило.

2. Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.

3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

      Можно применить индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания. Привлекаю к работе тех учеников, которые первыми справились с работой. Что вносит разнообразия в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта.

     На этапе контроля выполнения домашнего задания можно применить различные его виды:

— Самоконтроль.

— Взаимоконтроль.

— Работа в группах переменного состава.

У детей разный темп выполнения заданий. Детям, выполнившим работу, предлагаю таблички с занимательными заданиями.

      Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Если уч-ся с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем. Данные методы и приёмы позволяет разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. При подведении итогов самоподготовки применяю метод устного поощрения.

Данные методы, приёмы позволяют разнообразить ход подготовки, способствовать развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы в дальнейшем.

          

Категория: Методические разработки | Добавил: Омичка (11.01.2015)
Просмотров: 2810 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2019 год в России объявлен Годом театра. В связи с этим вопрос: «Как часто Вы бываете в театре?»
Всего ответов: 35
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019