Размер шрифта: A AA
Пятница, 23.08.2019, 23:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Терехова Любовь Григорьевна » Методические разработки

Использование современных методов и приёмов по формированию мотивации

 Использование современных методов и приемов

 по формированию мотивации

                                                                                                                                       «Ум ребёнка нельзя наполнить знаниями,

он  сам должен схватить и усвоить их» 

  А. Дистервег 

         За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. Главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению. Среди многих причин нежелания школьников учиться – недостаток внутренней мотивации. Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не учат, а создают такие условия, в которых он учиться. Организация таких условий связана с проблемой развития мотивации.

         Мотивация – залог качества, от неё зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время её же формируется.

         Начнем с определения понятия мотив, мотивация. В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение потребности.  Она является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.

         Мотив – это внутренне побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.

Мотив –

-  любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности.

это побуждение к действию.

- причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность.

Потребность – мотив – цель:

       (хочу) - ( интересуюсь) - (умею).

Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.

Существуют разные классификации мотивов. Учебные мотивы могут быть разделены на две большие группы:

                                                   Познавательные                           Социальные

Познавательные (содержательные) мотивы – это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.

Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.

                                                     Познавательные мотивы:

- потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания;

- познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания;

- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;

- мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;

- мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д;

- мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания;

- мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;

- мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.

Данные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

                                                 Социальные:

- мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми;

- мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания);

- стремление быть полезным обществу;

- чувство ответственности перед родителями, учителем;

- чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности;

- стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет;

- попытка самоутверждения - в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д.;

- в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);

- яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению.

Этот мотив – основа самовоспитания, самосовершенствования.

                                                          Типология мотивов учения

                                         «Лесенка побуждений»   (А.И.Божович, И.К.Маркова)

Шкалы: познавательные мотивы, социальные мотивы

Инструкция к тесту

Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

1. Я учусь, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.

Другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние и внутренние мотивы.

Внутренние мотивы – мотивы, связаны с деятельностью.

Внешние мотивы – мотивы не связаны с деятельностью.

                                            Внутренние

- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату;

- стремление развить какие-либо умения, качества;

- интерес к процессу решения,

- интерес к поиску наиболее рационального способа,

- к результату процесса и т.д.

                                        Внешние

- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности,

- действует из-за давления родных, учителей и т.д

- желание получить хорошую отметку,

- желание показать умение решать задачи,

- добиться похвалы учителя и т.д.

Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность».  (Немое Р. Психология. М.: Просвещение, 1995).

Деятельность без мотива, или со слабым мотивом не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

      По мнению психологов результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В,С,Мякишев). Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.

                       Внешняя и внутренняя мотивация.

 Для формирования внешней мотивации используются приемы и средства обучения, способствующие развитию интереса к обучению. Формирование внутренней мотивации – сложная проблема, но именно этот процесс создает основу для успешного продвижения к знаниям. Формирование мотивации – это создание условий для проявления внутренних убеждений к учению, осознание их самими уч-ся и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

       Как справедливо отметил немецкий психолог А. Дистервег  «Ум ребёнка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их» Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали уч-ся в активную познавательную деятельность.

                              Рассмотрим этапы занятия.

1. Приём создания эмоционально-комфортной обстановки.

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь. Пожелайте друг другу удачи, а я желаю вам успешной работы и приятного общения.  – Я уверена, что вы со всеми заданиями справитесь успешно.

Это настрой на достижение успеха

2. Приём постановки цели.

Чтобы цель педагога стала целью учения необходимо использовать приемы целеполагания.

Цель занятия трансформируется в педагогические задачи:

1. Информационная: что и чему будем учиться?

2. Операционная: как и каким образом будем учиться?

3. Мотивационная: зачем нам надо это?

4. Коммуникативная: с кем и где?

                 Все приемы целеполагания классифицируются на:

 Визуальные                                    

  - Тема-вопрос.  «Чему я должен научиться в этом году?»  Тема занятия формулируется в виде вопроса.

- Ситуация «яркого пятна». Среди множества цифр, букв, фигур одно выделено ярким цветом.

- Проблемные ситуации. В качестве проблемной ситуации могут быть на занятии:

 - заведомо допущенные ошибки;

- один и тот же вопрос -  различные точки зрения;

- противоречия практической деятельности;

- сообщение темы занятия с использованием приёма «актуализация»

- домысливание - тема занятия и слова-помощники (узнаем, проверим, изучим)

Аудиальные

- собери слово

- исключение

- подводящий диалог

3. Мотивационный этап.

- Создание проблемной ситуации

- Формулировка основной учебной задачи.

- Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности. 

      Не может возникнуть никакой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей этот процесс, дающий ему направление», - писал Л.С.Выготский. 

Постановка проблемы.

     А) Прочитать отрывки из литературных произведений с описанием гнева, страха, эгоистического поступка, хулиганского. Раздать детям тексты, на карточках в уголках стоят цветовые указатели (красный, синий, желтый, зеленый). На доске на цветных кружочках разбросаны буквы, из которых можно составить слова: гнев, страх, хулиганство, эгоизм.

Задание: прочитать текст и определить, о какой черте характера идет речь. На доске есть подсказка.  Н Е В Г

     В) на доске иллюстрации с названием разных праздников. Загадать загадку про блины. Дети должны выбрать праздник, характерным угощением которого являются блины.

4. Операционно-познавательный этап.

Тема: Родной край – частица России.

Стихотворение.  Какие сокровенные чувства испытываем, видя этот город или читая о нём?

- это родной город

- это любимый город

- это малая Родина

А что такое Родина?

Ответы детей: Россия, отечество

5. Рефлексивно-оценочный этап.   Итоговый этап, где уч-ся учатся анализировать собственную деятельность, оценивать её. Качественное проведение этого этапа имеет большое значение в становлении мотивации. 

1.Эмоциональные методы мотивации:           

- Адекватная похвала, стимулирует личностный рост и самореализацию ученика, порождает уверенность в своих силах.

- прогнозирование будущей деятельности;

- Метод поощрения и порицания. Метод поощрения хорош для уч-ся с заниженной самооценкой, этот метод ведёт к созданию ситуации успеха для отдельных уч-ся. Метод порицания для уч-ся с завышенной самооценкой и адекватной. Они осознают свой потенциал, на что способны.

- Метод эмоциональной разрядки – шутки, поговорки, стихотворения, музыкальные минутки.

- Метод создания наглядно-образных представлений.

2.Познавательные методы мотивации:

- опора на жизненный опыт;

- мозговая атака – методика стимуляции творческой активности и продуктивности;

- выполнение творческих заданий;

- проектный метод;

- активные методы (обсуждение в группах, ролевые игры)

- метод направленности на самопознание (самооценка, взаимооценка).

      Древняя китайская пословица. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня - и я научусь.

     Метод проектов развивает познавательный интерес, знания находят практическое применение, умение сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

3. Социальные методы мотивации:

- Желание быть полезными обществу. Совместная работа наиболее полезна для развития социальных навыков.

4. Волевые методы мотивации:

- формирование ответственного отношения к учёбе;

- рефлексия поведения;

-самооценка деятельности

5.Метод проблемно-развивающего обучения.

Чтобы мотивы возникли, ученик должен начать действовать. Чтобы уч-ся включились в учебную работу надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций.

6. Деятельностный метод.  

Деятельностные умения и способности формируются и появляются только в деятельности. Л.С.Выготский.

Технология деятельностного метода.

- метод обучения и воспитания, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности.

 Приём «Проблемные вопросы»

      Американский психолог А.Кинг придумал серию общих вопросов, которые можно применить в самых разных учебных ситуациях. Такие вопросы учат думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Примеры проблемных вопросов.

     При знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться.

Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

- Что случится, если…?

- Назовите…

- Сколько известно…

- Какой …. является лучшим и почему?

- Приведите пример, …. В чем сильные и слабые стороны….?

- Из чего состоит…?

- Каким образом… влияет на …?

- Кто участвовал…?

- Чем похожи… и …. ?

- На что похоже…?

- Где происходило …?

- Кто открыл …?

- Что мы уже знаем о …?

- Перечислите …

- Каким образом …  можно использовать для …?

- Кто изобрел …?

Прием рефлексии – техника «Знаю – не знаю – хочу узнать»

Учит целеполаганию и планированию.

Ситуация свободного выбора при подготовке к мероприятию.

Предложить выбрать самостоятельно стихотворение для заучивания, учащийся пролистает несколько книг в библиотеке.

Выбор картинок для рисования, персонажей для мероприятий.

Важную роль в формировании мотивации играет сам педагог, его личность. Педагог должен являть собой образец внутренней мотивированной деятельности достижения. Педагог должен ожидать высоких результатов от учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

Список литературы:

1. Маркова. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1990.-192с.

2. Божович А.И. Маркова И.К. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2005.

4. Виллиам С. Грифффис Понимание и применение исследований в области мотивации. – интернет

5. Хасан Б.И. Детская инициатива как образовательный эффект Педагогика развития: Проблемы образовательных результатов (эффектов).

Часть 1. – Красноярск, 2004

6. Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995.

Категория: Методические разработки | Добавил: Омичка (07.02.2015)
Просмотров: 1277 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2019 год в России объявлен Годом театра. В связи с этим вопрос: «Как часто Вы бываете в театре?»
Всего ответов: 35
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019