Размер шрифта: A AA
Пятница, 23.08.2019, 23:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Терехова Любовь Григорьевна » Методические разработки

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью как средство социализации

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью как средство социализации

        Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.

    Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

  По мнению Льва Семёновича Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

      Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

        При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых учащихся и, в первую очередь, развивать:

-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

   Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку совместно с взрослыми и сверстниками собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

     Коммуникация - это такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств.

    Социализация личности школьника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Объединение направлений не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

    Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

   Следовательно, в рамках реализации ФГОС основной целью социально-коммуникативного развития является:

- позитивная социализация детей;

- приобщение к социокультурным нормам;

- традициям семьи, общества и государства.    

     Социально-коммуникативное развитие учащихся происходит через игру как ведущую детскую деятельность.   Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в познавательную, творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

     Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры. На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

       Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненны ситуации.

     Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную сферу, диалогическую речь, и научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, помогает реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

    Коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок

Приветствие

Для приветствия существуют специальные слова и жесты, которые используются при встрече, они подразумевают: я тебя увидел, я тебя узнал - неслучайно же формулы приветствия обычно подразумевают пожелания добра и здоровья. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок с умственной отсталостью делал различие, кому можно сказать «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно.

Прощание

Это слова и жесты, которые мы используем, расставаясь, выражая добрые пожелания человеку. Точно так же нужно научить ребёнка с нарушением интеллекта, что «пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться «до свидания». В ответ на прощание точно также принято прощаться. Из необязательных жестов – помахать рукой, улыбнуться, наклонить голову.

                             Игра “До свидания – здравствуй”

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения и слова вместе со взрослым.

Обращение

Ребенок должен знать, что когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Если ребенок знает имя человека, то нужно обратиться по имени. Если имя неизвестно, есть варианты посложнее: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Еще детям нужно знать, что к друзьям и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «вы». Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.

                Игра «Давайте познакомимся!»

         Дети становятся в круг, ведущий держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, и обратиться к тому, кому мяч собирается кинуть. Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

                                         Игра  «АУ!» 
     Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. 

                         Игра «Слева друг и справа друг»

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет нам свое имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища справа и слева».

Воспитатель начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию:

«А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга справа зовут... (называет имя), а моего друга слева (обнимает за плечи соседа слева) зовут...»

Просьба о помощи, поддержке, услуге

Когда у ребенка с нарушением интеллекта что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться. Ребенка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь – нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного. Другой момент: просьбы «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь».

Оказание помощи, поддержки, услуги

Если ребенка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем  ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Сотворение чуда

       Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке» Эта игра учит эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Благодарность

«Волшебному слову» мы учим детей с раннего возраста. Благодарностью мы отвечаем за те же помощь, поддержку и услугу, за подарок, за новый опыт, за заботу. Ребенку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то теплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах.

Принятие благодарности

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы.

Извинение

Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения, то это замечательно.

Принятие извинения

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю»

 Отказ

Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится»

Слушание

Умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. Именно слушая, ребенок может потом честно сказать: а я не понял это и вот это, а еще расскажите, почему так и что потом? – или выдвинуть собственное адекватное предложение, связанное с тем, что он услышал. Слушание – это база для взаимодействия.  

            Игры и упражнения на развитие умения активно слушать

Что в сундучке? Оснащение: сундучок, различные предметы.

Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

Пальчиковый театр (это не куклы-перчатки, это игрушки, которые надеваются на каждый пальчик. Чаще всего это сразу все герои какой-нибудь сказки, которые помещаются на одной руке. Лучшая игрушка для развития мелкой моторики и терпения: пока их наденешь на пальчики, пока вспомнишь, как кого зовут, кто что говорит, очень забавно попробовать двигать одновременно двумя или даже тремя пальцами (верх совершенства!) – взрослые увлекаются игрой не меньше детей! Но главное в пальчиковом театре – сказка, последовательность повествования, монологи и диалоги героев.  Сама речь и ее эмоциональная окраска.

     Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры:

Обогащение детей знаниями и опытом деятельности.

Передача игровой культуры ребенку.

Развивающая предметно-игровая среда.

Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей.  Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:

         Основной формой работы по развитию речи являются занятия, проводимые в игровой форме, на которых ведущая роль принадлежит педагогу.

       Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Усвоение детьми знаний, приобретение умений в игровой форме происходит гораздо лучше.

      Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, переживать успех. Игра предоставляет свободу в принятии самостоятельных решений, она способствует концентрации ребенка в течение продолжительного времени, это развлечение и расслабление, она вносит разнообразие в школьные будни, наконец, игра – это удовольствие для детей. Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общению и социализации в обществе.

      Сюжетно-ролевые игры – это согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом. Сюжетно-ролевые игры направлены на воспроизведение отношений между людьми.

      Дидактические игры.

         Дидактическая игра широко используется воспитателем в работе с умственными отсталыми детьми главным образом как игра обучающая. Не менее важна дидактическая игра и как средство воспитания. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях.

       Применение дидактических игрушек требует от педагога тщательного обдумывания возможностей детей и способов использования каждой игрушки. Обучая игре, педагог играет с каждым ребенком в отдельности, а затем и со всеми вместе. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно.

     К дидактическим игрушкам относятся пирамидки, грибки, шары, кольца, разрезные и парные картинки и т.д.

      Все дидактические игры, с которыми воспитатель знакомит детей, способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, развивают речь детей.

     Для детей с умственной отсталостью можно использовать в играх парные картинки, когда одну из двух одинаковых картинок разрезают на части и затем из этих частей складывают картинку по имеющемуся образцу.

      Игры с пирамидками служат развитию координации движений рук ребенка, являются упражнениями в различении цветов, позволяют сравнивать величину колец.

      Очень много разнообразных игр можно организовать и с природными материалами. Например, игры с песком очень любят дети. Легко привыкают играть с песком и умственно отсталые дети. Они могут рисовать на песке, лепить из песка фигуры.

      Игры с природными материалами практически знакомят детей с их свойствами: сыпучестью сухого песка и свойствами сырого песка, водой теплой и холодной.

       Театрализованные игры.

 Эти игры предполагают наличие сцены и зрителей:

- режиссерские игры (ребенок разыгрывает свой собственный сюжет, выступает в роли и режиссера и актера);

- игры-драматизации (ребенок играет в соответствии с ролью, имитирует движение персонажей), например: “Репка”, “Теремок” и др.);

- кукольный театр (ребенок передвигает фигурки плоскостного, пальчикового, кукольного театра в соответствии с ролью;

- теневой театр.

Работа с картинками и картинами.

       Прекрасным пособием по развитию речи служат картины и картинки. Работа с картинками начинается после того, как дети уже знают ряд предметов и их названия. Картинки могут изображать хорошо знакомые предметы: животных, детей, взрослых, их действия. Они подбираются таким образом, чтобы их можно было соотнести с окружающей обстановкой.

Для работы рекомендуется подготовить следующие комплекты картинок:

Однопредметные картинки: картинки с изображением одного предмета – из одежды, мебели, посуды, овощей, животных.

Элементарно-сюжетные картинки: например, мальчик сидит на стуле, собака ест, девочка несет стакан и др.

Раздаточные картинки: те же предметные картинки, такого же или меньшего размера, с теми же изображениями, служащие для раздачи их детям во время занятий. Предметные картинки используются для работы в младших классах, сюжетные – в более старших.

       Работа с картинками позволяет научить ребенка узнавать предмет, которого нет в комнате, позволяет по изображению найти предмет, находящийся в комнате. Так, например, педагог показывает картинку с нарисованным столом и просит назвать предмет; или называет предмет, которого нет в комнате, и просит детей найти этот предмет на картинке.

      При использовании картинки с простым сюжетом беседа усложняется. Если в начале школьного обучения дети просто называют предмет, то позднее кроме предмета дети должны назвать и действие, совершаемое этим предметом. Картинки следует выдавать и для самостоятельного рассматривания. Детям раздается по одной, а впоследствии и по несколько картинок. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что нарисовано на ней. Для рассматривания сначала даются однопредметные картинки. Когда ребенок научится рассказывать о своей картинке, можно переходить к сюжетной картинке. Приучить детей рассматривать картинки – трудное дело. Поэтому первое время педагог должен уделить внимание каждому ребенку в отдельности, чтобы научить его внимательно рассматривать картинку и говорить, что на ней изображено.

   Вариантов работы с картинками очень много. Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умственно отсталого ребенка эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, что активизирует его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти приемы, в свою очередь, способствуют развитию у умственно отсталого ребенка желание активного общения.

Экскурсии и прогулки.

          Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места (в магазин, на почту.    Дети многое узнают об окружающем мире и учатся общению во время прогулок и экскурсий.  Содержание целевой прогулки меняется в зависимости от времени года. После окончания прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что узнали. При этом беседа охватывает основную цель прогулки. Во время целевых прогулок собирается необходимый иллюстративный материал: ветки деревьев, листья, цветы и т.п.   

       Зимой дети наблюдают снег и снежинки, замерзание воды в лужах – образование льда; весной – таяние снега, образование луж и ручейков.

Целевые прогулки приучают детей к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти.

    Большое значение в развитии коммуникативных навыков у учащихся с нарушениями в развитии придаётся логопедической ритмике и психогимнастике.   Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров общения, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Значение коммуникативной компетенции для школьников

1. Она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

 2. Если ученик легко находит общий язык с окружающими, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг общения.

3. Коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучие его будущей жизни.



Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/3664-2013-10-19-20-13-31.html http://nsportal.ru/shkola/material
Категория: Методические разработки | Добавил: Омичка (18.11.2016)
Просмотров: 3821 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2019 год в России объявлен Годом театра. В связи с этим вопрос: «Как часто Вы бываете в театре?»
Всего ответов: 35
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019