Размер шрифта: A AA
Суббота, 21.09.2019, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Старовойтова Ирина Александровна » Методические разработки

Применение метода «Сказкотерапия» на уроках в младших классах в школе VIII вида

Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития. Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими частью учебных предметов. В исследованиях учёных отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования. Сохраняемые в памяти представления детей с нарушением интеллекта значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников. Очень интенсивно забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме. Образы схожих объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются. Таким образом, приобретенные учениками знания упрощаются в их сознании. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются и нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

Как следствие всего вышеперечисленного, у школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление.

Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. Сказка для ребенка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями в доступной для понимания ребенка форме. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказке формируют учебную мотивацию (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят родителей почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь хочется восстановить пережитые эмоции и ощущения.

Сказка интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в волшебный мир, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий. И самое главное, занятия по этой методике можно построить на принципе мультисенсорности, т. е. вести работу со всеми органами чувств. И это очень важный фактор при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У каждого ребёнка свой ведущий канал восприятия информации – зрительный, слуховой или тактильный, поэтому он воспринимает мир с позиции своей ведущей модальности. Ребёнок с ведущим зрительным анализатором ориентируется в основном на то, что видит и может вас «не услышать», это касается и слабослышащих детей, а ребёнку с ведущим слуховым каналом восприятия необходимо всю зрительную информацию озвучивать. Ребёнок с ведущими тактильными ощущениями или ребёнок с ограничением по зрению хочет до всего дотронуться. Поэтому занятие нужно разработать так, чтобы шла мультисенсорная работа – слуховая информация подкреплялась зрительной и тактильной и наоборот. Все свои ощущения и образы дети не только оговаривают и озвучивают, но и рисуют их, лепят, делают пантомиму ощущений, поют и т.д. Если говорим с детьми о чувствах, которые присутствуют в сказках, то можно «попробовать» их на вкус, запах, а также определить его цвет, звук и т. д. В восприятии детей доброта становится мягкой, сладкой, розовой, с запахом вкусного торта, а грубость – твёрдой, горькой и чёрной и т. п.

Занятия с детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего или потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном.

В последнее время количество детей младшего школьного возраста  с речевым недоразвитием продолжает увеличиваться, а недоразвитие речевой сферы затрудняет полноценное формирование мышления младших школьников. И поэтому я  решили рассказать о применении сказки на уроках в младших классах.

Эффективным методом коррекционной педагогики явились игры-драматизации с элементами сказки. Для проведения игр-занятий у меня подобраны различные произведения, но чаще использую  рассказы и сказки о животных, их взаимоотношениях, о месте их обитания, о характерных особенностях. Это обусловлено тем, что детям легче соотносить их со своим жизненным опытом. Содержание таких  игр-занятий построены на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Сюжет сказки помогает детям расслабляться: учит навыкам правильного дыхания, умению выражать свои чувства вербально и невербально, преодолевать барьеры общения; развивает речь детей; расширяет коммуникативные навыки и эмоциональную сферу. Дети достаточно быстро привыкают к перемещению во время игр-занятий, к смене места действия и смены позы, не отвлекаются, не мешают друг другу. Приобретая навыки поведения, они закрепляют их в дальнейшем самостоятельно дома.

На своих уроках я использую сюжеты русских народных сказок

Существует множество приёмов использования сказок :

·        «Помоги сказочному герою»:

·        помоги доктору Айболиту «вылечить» примеры;

·        артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок»;

·        «Математические пазлы»;

·        «Знакомые сказочные персонажи в стране Математика, Грамматика»;

·        Арифметические задачи о сказочных героях;

·        «Путешествие со сказочным героем» (герои сказки испытывают трудности. Учащиеся помогают им: отправляясь в путешествие. На  пути они преодолевают самые неожиданные препятствия.  Выполняют задания, отгадывая загадки и т.п.).

Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.

Особенно эффективно проведение нетрадиционных уроков с использованием сюжетов русских народных сказок в начальных классах. Такие уроки не только формируют у младших школьников устойчивый интерес к учению, но и снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Уроки с использованием сюжетов сказок провожу после изучения новой темы, для отработки полученных знаний, закрепления изученного материала. Все этапы и виды работ урока строю на сюжетной линии сказки. Урок начинается, как правило, со вступительного слова учителя и может быть продолжен постановкой проблемных вопросов, вовлекаю в активную работу всех учащихся. На заключительном этапе урока подвожу итог, повторяем и обобщаем  использованный на нем материал, оцениваю работу школьников.

Проведение такого урока требует большой подготовки учителя, как к подбору, так и оформлению материала. Рекомендуется привлекать учащихся к подготовке к уроку, организовать их совместную деятельность (отбор иллюстраций, изготовление декораций, разучивание стихов и др.).

Используемый источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/01/29/primenenie-metoda-skazkoterapiya-na-urokakh-v

Категория: Методические разработки | Добавил: AdminBSV (27.09.2016)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019