Размер шрифта: A AA
Суббота, 21.09.2019, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Старовойтова Ирина Александровна » Методические разработки

Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Современная государственная политика в сфере образования в качестве одной из стратегических задач рассматривает следующую: создание среды обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию.

  В действующих документах, раскрывающих специфику коррекционно-педагогического процесса как в  специальных учреждениях, так и в школах общего типа, отмечается необходимость целенаправленного формирования у учащихся с нарушениями в развитии жизненных компетенций.

В настоящее время подготовлен проект федеральных государственных стандартов специального образования. Здесь представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: во-первых «академический» и, во- вторых, «жизненных компетенций». Это  свидетельствует о том, что все без исключения дети с  ограниченными возможностями здоровья должны получить возможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но и в первую очередь, жизнедеятельности.

Таким образом, учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, что формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья- это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения.

Отметим, что компетенции- это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность  человека реализовывать на практике свои способности, умения, навыки.

Важным компонентом жизненных компетенций является опыт интеграция в целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Постановка  вопроса о формировании у школьников жизненных компетенций не случайна. Такая необходимость обусловлена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья значительно затрудняются или не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Как показывает практика, многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы. Прослеживается не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком. Отмечается недостаточный уровень подготовленности к самостоятельному труду. Имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У некоторых выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.

Как правило, это обусловлено тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья:

- имеют специфические потребности в общении из-за своих эмоционально-поведенческих особенностей;

- не всегда могут самостоятельно продумывать и анализировать бытовые, в том числе социальной и познавательной сферы,  принять нужное решение;

-затрудняются объективно оценивать действия, поступки, а также применять полученные теоретические знания на практике;

- имеют преимущественно низкий уровень мотивационной и познавательной сферы, неструктурированное восприятие социального мира, неадекватную самооценку.

Эти проблемы невозможно решить вне целенаправленного формирования у школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций.

Долгие годы в системе специального образования акцент делался на знаниевый компонент. Во главу угла было поставлено накопление учащимися коррекционных образовательных учреждений определенной суммы знаний, умений и навыков. Сегодня ситуация координально изменилась. Аксиоматичным стало утверждение о том, что формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие у школьников отношений с окружением в настоящем, базовых навыков коммуникаций, социально-бытовой адаптации. В целом это позволяет подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме. При этом движущей силой формирования жизненных компетенций учащихся рассматриваемой категории становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграции в более сложное социальное окружение.

Соответственно, можно утверждать ,что компетентностно-ориентированный подход-один из новых  образования приводят концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетентности, которыми должен овладеть современный школьник:

1.компетентность с сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний различных источников информации, в том числе внешкольных;

2. компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

3.компетентность в сфере социально-трудовой деятельности ( умение активно оценивать собственные возможности в сфере трудовой деятельности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений и др)

4.компетентность в бытовой сфере( она включает аспекты собственного здоровья, семейного быта, взаимодействия с ближайшим социальным окружением;

5.компетентность  в сфере культурно-досуговой деятельности (включает выбор путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащающих личность).

В современном образовании нередко также говорят о социальных и персональных компетенциях.

При этом социальные компетенции рассматриваются как готовность и способность человека жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональному общению, к достижению согласия с окружающими людьми.

В свою очередь, персональные компетенции-это готовность и способность личности выявлять и осмысливать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.

Персональные компетенции охватывают такие личностные качества, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга и др.

Существует и иная квалификация жизненных компетенций. В ее структуре выделяются следующие компоненты:

- когнитивная компетенция- это система способностей, позволяющая познавать окружающий мир (природную и социальную среду, самого себя). Она охватывает когнитивные, интеллектуальные способности, знания и опыт личности, черты характера (любознательность, внимательность), мотивацию;

-эмоционально-волевая компетенция- это совокупность способностей, которые позволяют человеку управлять своими эмоциями и активностью, избегать конфликтных ситуаций, конструктивно решать проблемные вопросы;

-творческая компетенция- это совокупность способностей которые включают черты характера, необходимые человеку для социализации и максимально возможной самореализации (это креативность, настойчивость, стремление к получению ожидаемого результата);

-духовная компетенция как совокупность духовных способностей человека, которые:

- обеспечивают возможность самопознания, саморазвития, самореализации и самоконтроля;

-выражают ее мораль (это подразумевает следование человеком принятым в обществе нормам морали, правилам поведения, уважение к окружающим людям, толерантность).

Анализ современной  правовой, научной документации, а также методических материалов привел педагогов нашего учреждения к необходимости поиска способов, средств, технологий, коррекционно-педагогических подходов, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Имея первый опыт решения рассматриваемой проблемы, можем отметить следующее.

1.Формирование у учащихся специальных (коррекционных) школ жизненных компетенций должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Ошибочно сводить эту работу в одном направлении исключительно к воспитательному процессу.

2.Формированию у детей рассматриваемой категории жизненных компетенций способствует содержание всех без исключения учебных дисциплин.

Например, на уроках чтения и развития речи это обеспечивается при анализе ситуаций из литературных произведений, с которыми знакомятся учащиеся. На уроках истории- через оценку тех или иных исторических событий. На уроках профессионально- трудового обучения- благодаря той деятельности, которую осуществляют учащиеся в соответствии с содержанием осваиваемого профиля. И так далее.

3.Особое внимание формированию у школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций должно уделяться в системе воспитательной работы. Это можно сделать через проведение внеклассных  и общешкольных мероприятий . Не случайным должен быть и набор кружков, факультативных курсов, предлагаемых школой своим социальным заказчикам. Такие  организационные формы работы с учащимися  позволяют с высокой долей эффективности обеспечить все необходимые условия для обогащения социального опыта учеников, их «окультуривания», для удовлетворения имеющихся у детей особых образовательных потребностей.    

4.Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненными компетенциями окажется невозможным, если вся система учебно-воспитательной работы будет замыкаться в образовательном учреждении. Следует максимально расширить контакты детей с нормально развивающимися сверстниками, со взрослыми, в числе которых должны быть и потенциальные работодатели.

5.Формированию у школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций требует взаимодействия всего педагогического коллектива, привлечение внимания средств массовой информации, общественности в целом к проблемам и нуждам школьников. Принципиально важным является установление сотруднических отношений с родителями как социальными заказчиками на образовательные услуги.

6. В настоящий период времени все образовательные учреждения имеют свои программы развития, определяют и описывают ожидаемую модель выпускника.

Подводя итог, можно отметить, что, овладевая жизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет значительно больше шансов на успешное  включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для него самореализацию.

Категория: Методические разработки | Добавил: AdminBSV (27.09.2016)
Просмотров: 3996 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019