Размер шрифта: A AA
Воскресенье, 22.09.2019, 00:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Старовойтова Ирина Александровна » Методические разработки

Адаптационный период дошкольников в условиях вынужденной интернальной интеграции

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью организованной, систематизированной интеграции детей с особыми образовательными потребностями, как в массовые образовательные учреждения, так и внутри системы специального образования; тем, что на сегодняшний день интеграция детей с психофизическими нарушениями внутри системы специального образования характеризуется вынужденностью, где нет организованных попыток создать нужные ребёнку условия для полноценного развития. В связи с этим возникает проблема адаптации, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в неблагоприятных условиях, в условиях вынужденного приспособления. [1]

Под интернальной интеграцией по¬нимается объединение детей с различными нарушениями психического или физического развития внутри системы коррекционного образования. О данном виде интеграции можно говорить, если, например, в классе специальной школы учатся вместе дети с отклонениями в психике и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Также примером может служить создание в специальном образовательном учреждении групп для детей, имеющих различные индивидуальные отклонения (нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта, ДЦП). В указанных случаях осуществляется реализация интеграционных технологий. Но чаще всего интернальная интеграция носит вынужденный характер, когда образовательные учреждения, ориентированные на помощь ребенку с определенным отклонением в развитии территориально удалены от места жительства ребенка, недостаточно распространены или отсутствуют, как, к примеру, для детей с РДА и детей с комплексными (сочетанными) нарушениями. Контингент таких отделений (групп) на сегодняшний день представляется детьми, как с лёгкой степенью умственной отсталости, так и детьми с диагнозом РДА, с сочетанными нарушениями, среди которых встречаются как сложные, так и осложнённые нарушения. [3;с.178, 5; с.476]

Таким образом, речь идёт об объединение детей с особыми образовательными потребностями, бессистемно, без отбора, где нет условий для полноценного обучения и воспитания вышеописанных категории детей. Поскольку каждая категория детей будет расходиться в потребности содержания образования, методов и приёмов обучения, особой организации обучения. [2;с.4, 5; с.477]

При поступлении в коррекционные ДОУ ребёнок должен пройди два этапа: адаптационный и основной по итогам последнего, воспитанник подготовиться к школьному обучению. В свою очередь качество и результат прохождения адаптационного периода определяет характер обучения воспитанника в основной период, успех его освоения. Первое, с чем столкнётся ребёнок в ДОУ, это изменение привычной обстановки, новая ситуация общения, обязательное соблюдение ряда правил, большая самостоятельность, всё это вызывает у ребёнка состояние адаптационного стресса (А.Г. Арушанова, Е. И. Морозова). [6;с.67]

Выделяют несколько вариантов поведения нормально развивающихся детей в период адаптации к дошкольному учреждению:

1. Большинство детей испытывают положительный эмоциональный фон, активно и целенаправленно исследуют помещение, проявляют интерес к новым игрушкам, самостоятельно организуют игру, эмоционально реагирует на происходящее вокруг;

2. Меньшая часть нормально развивающихся детей первоначально может негативно реагировать на попытки нового взрослого вступить в контакт с ним, отдалить от мамы, ввести в новое групповое помещение. При этом одни дети проявляют протест, агрессивные действия – кусают, отталкивают, портят вещи. Другие же проявляют себя пассивно – не вступают в контакт с другими детьми, не откликаются на призывы взрослого, плачут, в их глазах страх, тревожность. [4,7;с.68]

Как указывалось выше, протекание адаптационного периода зависит от психофизического состояния ребёнка. Следовательно, у детей с психофизическими нарушениями, будут отмечаться разнообразные проявления дезадаптации. И в первую очередь они будут заметны в поведении ребёнка.

Итак, выделяют три группы детей:

1. Агрессивный тип (возбудимые, расторможенные): дети остро реагируют на всё, наблюдается выраженность аффективной и психопатологической симптоматики (слёзы, крики, агрессивные действия, протесты). В адаптационный период с такими детьми следует вести себя очень настороженно, быть наблюдательным, проявлять ласку, доброжелательность, заботу, прислушиваться к просьбам детей, которые могут быть и невербальными (мимика, жесты, взгляд), идти на уступки. Педагог должен быть максимально осторожным, поскольку в такой тяжёлый для тетей период их поведение может характеризоваться как социально опасное, негативные реакции детей, иногда даже непредсказуемые, могут отразиться не только на имуществе, но на здоровье педагогах и, самое важное, на других детях, за здоровье которых педагоги несут ответственность.

2. Избегающий тип (сензитивные, тормозимые): дети спокойны и послушны, однако, в их поведении можно наблюдать и заторможенность, напряжённость, навязчивые движения (покусывание, губ, ногтей, сосание пальца). Отказ от общения может свидетельствовать о депрессивном этапе адаптационного периода. Наблюдается регресс в поведенческих и эмоциональных проявлениях: утрата навыков самообслуживания, предпочтение игр и форм общения, свойственных более раннему возрасту развития, симбиотическая связь с матерью.

3. Ещё один тип поведения – отсутствие никаких негативных реакций, такое поведение чаще усматривается у детей с интеллектуальной недостаточностью. Дети спокойны и безразличны ко всему происходящему. Войдя в незнакомое помещение, они спокойны, не проявляют никаких реакций ни на самого взрослого, ни на его просьбы. Такие дети могут взять игрушку, не рассматривать её, не производить с ней никаких действий. Не реагировать на сверстников. Такое поведение связанно с эмоциональной незрелостью, несформированностью привязанностей, низкой познавательной активностью, суженным объёмом внимания, несформированностью деятельности. [6;с.70]

Адаптация детей может протекать легко и быстро (3-6 недель) у нормально развивающегося ребёнка, либо неблагоприятно и длительно (до 3-7 месяцев, а иногда и больше) у детей с невротическими реакциями, а также у детей с психофизическими нарушениями. Острый период адаптации характеризуется наиболее яркими проявлениями дезадаптации (протест или пассивность, замкнутость, невротические проявления). От воздействий педагога, воспитателя в этот период (наказание за плохое поведение, запрет на крик, плач, либо подбадривание, тактильный контакт, доброжелательность) будет зависеть закрепление патологических черт характера либо преодоление ребёнком адаптационного стресса. [4, 6;с.71]

Учитывая особенности протекания адаптационного периода у детей с психофизическими нарушениями, (независимо от вида нарушения), основными задачами работы воспитателя в этот период будут:

1. Создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников: необходимо убрать из помещения те, предметы, которыми можно нанести вред другому ребёнку, не оставлять детей без присмотра, своевременно и адекватно реагировать на обострённые ситуации и опасные действия детей. Необходимо совместно с медиками проводить процедуры закаливания, беседы с родителями о нежелательности пропусков, о соблюдении режима детского сада дома. Учитывать познавательную и эмоциональную нагрузку в зависимости от погодных условий, времени года.

2. Снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребёнка: константность интерьера в помещении, стабильный круг взрослых, наличие любимой игрушки, неограниченность времени на выполнение различных действий, положительная оценка выполненных действий, доброжелательность воспитателя, негромкость, ровность в голосе, нерезкие движения. Проявлять любовь, заботу, ласку, но при этом не нарушать личное пространство ребёнка, если он того не желает.

3. Формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения: чаще всего, независимо от возраста и нарушения для детей с особыми образовательными потребностями приемлемо ситуативно-личностное общение, включающее тактильное взаимодействие.

4. Организация поведения детей: важность этой задачи в том, что соблюдении режима и правил поведения способствует формированию у ребёнка чувства уверенности, а значит и преодолению стрессового состояния. Некоторые рекомендации по организации поведения детей: знакомство с правилами разными формами и приёмами, спокойный доброжелательный голос, обращение ко всем детям по имени, использование простой инструкции, не следует ограничивать время на выполнение действий, положительная оценка.

5. Создание условий, способствующих познавательной активности: главное условие – предметно-развивающая среда, к которой относят природные среды и объекты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровую среду, детскую библиотеку, игротеку, музыкально-театральную среду и другое. Предметно-игровая среда должна соответствовать возрасту и специфике детей (Е.А. Стребелева).

Многие авторы считают, что вхождение в новую среду обучения и воспитания должно быть постепенным, что подтверждается нашим опытом, многим детям, необходимо обеспечить кратковременное пребывание в дошкольном учреждении или дошкольной группе, а также присутствие родителя некоторое время на прогулке, в группе в течение двух, трёх недель. [4,6;с.67]

Все вышеуказанные задачи, мероприятия, безусловно, помогут ребёнку с нарушенным развитием адаптироваться. Но специфика адаптации особого ребёнка, заключается в осложнённости данного процесса, и продолжительности. Воспитателю дошкольного коррекционного учреждения предстоит приложить больше усилий, проявить выдержку, оказать ребёнку необходимую психолого-педагогическую помощь. Но, когда речь идёт о совместном нахождении в группе одного дошкольного учреждения детей с психофизическим нарушением разной категории, то адаптационный период становится ещё более тяжёлым, во многих случаях оказывается непройденным. Приведём пример, в дошкольной группе при коррекционной школе VIII вида находятся дети не только с интеллектуальной недостаточностью, но и дети с сочетанными нарушениями, у многих из них наблюдается невропатия, дети с аутичным поведением, с РДА. В таком случае, к примеру, ребёнок с РДА, гиперчувствительный к сенсорным раздражителям и нуждающийся в особой организации процесса обучения и воспитания, находящийся среди детей с психо-эмоциональными нарушениями, не сможет не только адаптироваться, но просто находиться рядом. Реакции такого ребёнка на неблагоприятную среду могут быть непредсказуемыми, это может быть как истерика, так и агрессия. Тогда имеет место говорить о вреде, который нанесён ребёнку с особыми образовательными потребностями, это значит, ребёнок находился постоянно в стрессе, его психо-эмоциональное состояние могло ухудшиться и, возможно, были закреплены патологические черты характера. При этом осложняется адаптация рядом находящихся детей. Что делать, с неадаптированным ребёнком? Дальнейшее его нахождение в группе невозможно, его необходимо выводить из учреждения. Таким образом, ребёнку с особыми образовательными потребностями не смогли оказать коррекционной, психолого-педагогической помощи, а лишь усугубили его состояние.

Если даже адаптационный период ребёнок пройдёт (приспособится к режиму, к совместному времяпрепровождению с другими детьми), то есть социально адаптируется, но, это не значит, что основной период обучения и воспитания будет успешным. Поскольку каждой категории детей с нарушенным развитием необходимо индивидуальное содержание программы, подходы, методы и приёмы, особая организация педагогического процесса.

Вывод: адаптационный период должен быть благоприятным для успешного развитии, обучения и воспитания ребёнка. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями в условиях интернальной интеграции осложнена неблагоприятными условиями нахождения, что негативно сказывается на психике ребёнка, ещё более осложняет и затягивает процесс адаптации детей, находящихся рядом. Основной этап обучения и воспитания, в условиях стихийной интернальной интеграции, отстранён и заведомо неуспешен. Необходимы срочные меры по разрешению неорганизованной интеграции внутри системы специального образования: научные, экспериментальные разработки по организации обучения и воспитания детей с РДА, с сочетанными нарушениями, о возможности обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях интернальной интеграции, аккумуляция педагогического опыта, одобрение и поддержка государства.

Список литературы:

1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М., 2008. – с. 229 – 254

2. Екжанова Е.Н, Резникова Е.В Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. – с. 4 - http://fictionbook.ru

3. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России Саратов: 2003. – с. 178 – 195 http://pedlib.ru

4. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. – СПб., 2002. - http://dob.1september.ru

5. Статья по материалам учебного пособия «Специальная педагогика» под редакцией Н.М. Назаровой, — М., — 2004. — с. 168–177

6. Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачёва «Коррекционная и специальная педагогика» М., 2007. – с. 62 – 78.

Категория: Методические разработки | Добавил: AdminBSV (03.10.2016)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019