Размер шрифта: A AA
Вторник, 07.07.2020, 03:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Советы и рекомендации

Развиваемся, играя

Развиваемся, играя.

( Рекомендации родителям детей с ОВЗ ( нарушением интеллекта) на летний период)

    Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей, но далеко не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Социально-психологическая служба школы предлагает некоторые рекомендации по организации игровой деятельности в условиях семейного отдыха, которые не требуют больших материальных затрат и специальных условий для организации такой деятельности. Предлагаемые игры способствуют дальнейшей социальной адаптации детей с существенными нарушениями в развитии, формированию навыков самообслуживания, общения, оказывают оздоровительное, психологическое и воспитательное воздействие. А это в свою очередь способствует созданию доступной среды и условий для отдыха, дальнейшего развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сенсорные игры

Сенсорными условно называются игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения.

Ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Виды сенсорных игр

Игры с красками

- СМЕШИВАЕМ КРАСКИ-

     Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего - фиолетовый.

     Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

     Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

- КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД -

     Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…

     Можно затеять игру в "Ресторан" или "Кафе", учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей". Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Игры с водой

    Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

- ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ-

   Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.

- ОТКРЫВАЙ! - ЗАКРЫВАЙ!-

 

   Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

- ФОНТАН-

   Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.

- КУПАНИЕ КУКОЛ-

    Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.

Игры с мыльными пузырями

- МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ-

   Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки - для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).

- ПЕННЫЙ ЗАМОК-

  В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.

Игры со свечами

     Приготовьте набор свечей - обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.

- ПОДУЕМ НА ОГОНЕК-

  Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: "Смотри, свечка горит - как красиво!" Помните, что ребенок может испугаться - тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: "А теперь подуем… Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок". Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

- ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ-

   Когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.

- РИСУЕМ ДЫМОМ-

  Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: "Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?" Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.

- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ-

  Приготовьте зефир в шоколаде либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "День рождения Мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" и задуйте свечи.

Игры со светом и тенями

- ТЕНИ НА СТЕНЕ-

    Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

     Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется, прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.

- ТЕАТР ТЕНЕЙ-

   Можно придумать несложный сюжет и организовать целый "театр теней", для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

- ФОНАРИК-

   Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по - темным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.

Игры с крупами

     Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.

- ДОЖДЬ, ГРАД-

   Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому развитию событий - позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет "дождем" или "градом", и с этого момент сенсорная игра переходит в терапевтическую.

   По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.

    В завершение такой игры организуйте уборку.

- ПОКОРМИМ ПТИЧЕК-

   В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек - это могут быть воробушки, или курочки, уточки. "Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыплем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!"

Игры с пластичными материалами

(пластилином, тестом, глиной)

- ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ-

  При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные "картины" из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин - это "травка", отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их - получилась "полянка с ягодками". Таким же способом в синем пруду поплывут "золотые рыбки", а на голубом картоне появится желтое пластилиновое "солнышко" с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина - получился "салют". А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся "конфетки на тарелочке".

- ОГОРОД-

  На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь "сажайте овощи", для этого можно использовать крупы - так, горох станет "репкой", а красная фасоль - "картошкой"; разноцветная мозаика превратится в "красные помидорчики" и "зеленые огурчики"; некоторые овощи (например, "морковку") можно попытаться вылепить из пластилина.

  Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут "ягоды и грибы", а на полянке - "цветочки" из мозаики.

Игры со звуками

- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ-

  Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

   Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

   Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

- ЗВУКИ ПРИРОДЫ-

  Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Игры с движениями и тактильными ощущениями

- ТОРМОШЕНИЕ, ВОЗНЯ-

   Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

- ДОГОНЮ-ДОГОНЮ, ПОЙМАЮ-ПОЙМАЮ-

   Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот - пускай он попробует догнать вас.

Эти простые игры и рекомендации по их проведению помогут организовать жизнь детей, каждому найти интересное занятие и прекрасно провести лето!

Используемая литература:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методичяеские материалы под редакцией И.М.. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010.
  2. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на свежем воздухе. – М.: - 1998.
  3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.И. Игралочка. – М. : Баласс, 2001.

 

 

Категория: Советы и рекомендации | Добавил: Luba (26.05.2017)
Просмотров: 270 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
Летняя программа
Стартап-проект
Дист.обучение
Год памяти и славы
Растим детей
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020