Размер шрифта: A AA
Среда, 21.11.2018, 12:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Советы и рекомендации

Конфликты во взаимодействии родителей и детей.

Конфликты во взаимодействии родителей и детей

«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви километры шагов»

Сенека

    Дорогой родитель, вспомни своё детство, его запахи, звуки, ощущения. Что из воспоминаний детства приносит вам боль, а что дает силы? Какая из детских фотографий вам особенно запомнилась? Какой он, тот ребенок на фотографии? Отодвиньте в сторону стереотипы, которые предложили вам окружающие о вашем детстве («ты был таким-то, тебе было так-то») и посмотри на того ребенка своими глазами, что вы можете ему дать сейчас? Что он чувствовал тогда? Что хотел? Чего ждал от мира? Получил ли он это? Как он это получил? Чего он не говорил своим родителям, но что думал и чувствовал? Что тот ребенок не получал в достаточной мере от взрослых? Какие из его чувств игнорировались, не принимались в семье? Какие запрещались?

    Ваши невостребованные детские чувства и неудовлетворенные потребности очень важны, потому что они оказывают скрытое, но сильное, влияние на вашу жизнь в настоящем. Например, вы можете бессознательно предлагать вашему ребенку свою модель отношения к школе, к учителю, к сверстникам, но она может ему не подойти, а из любви и доверия к вам он будет пытаться её использовать.

Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми.

  1. Борьба за внимание

  Поняв однажды, что вызволить маму от кухонных дел или от компьютера могут только решительные действия ( порвать книжку, разбить вазу, любое действие из ряда вон), ребенок, которому не хватает внимания, будет этим пользоваться. И неважно, что характер внимания негативный, главное, что оно все его и направлено только на него. Привыкнув таким образом обращать на себя внимание, ребенок будет бессознательно провоцировать вас. Как вы думаете, что в итоге?

Что делать?

   Самый лучший способ – это выкраивать время, чтобы, побыть с ребенком наедине. Делать лучше это в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен.Это могут быть совместные занятия, игры, прогулки или просто разговор по душам, особенно, если что-нибудь сильно тревожит и мучает ребенка. Проблема ещё и в том, что родители часто не знают, как выразить свою любовь к детям. Ребенок ощущает нашу любовь к себе через наше поведение: он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем.

  1. Борьба за победу.

    Вторая причина – борьба за победу, стремление взять верх над родителями, возникает каждый раз, когда ребенку кажется, что упущено его право на самостоятельность, независимость. Это чувство возникает, когда преимущественными формами общения с детьми оказываются указания, замечания и опасения. И ребенок восстает, родители сталкиваются с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять свое право самому решать свои дела. И не важно, что его решение подчас ошибочно или не очень удачно. Зато оно своё, а это главное.

А что можно сделать?

    Если источник конфликта – борьба за победу, следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Стоит на первых порах воздержаться от таких требований, которые ребенок, скорее всего не выполнит, напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях, но больше всего поможет избавится от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка – это лишь раздражающая форма мольбы «позвольте же мне, наконец, жить своим умом». Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

  1. Обида на родителей.

Ещё одна актуальная причина – желание отомстить. Дети бывают часто  обижены на родителей: родитель разошлись или часто ссорятся, несправедливо наказали или не выполнили обещание. И снова в глубине души ребенка переживания и даже страдания. А на поверхности все те же протесты, непослушание.

А что можно сделать?

 Спросите себя « Что заставляет моего ребенка причинять мне боль? Чем я обидел (а) или постоянно обижаю его?» Поняв причину, проще найти пути сближения. Не пугайтесь, если в начале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, будет испытывать вас. Не следует думать, что ваши старания приведут к успеху в первый же день, хотя и такое возможно.

  1. Сдвиг неблагополучия.

  Еще одной причиной может быть сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни ребенка в другие. Так, например, могут не сложиться отношения с одноклассниками, учителем, следствием будет вызывающее поведение как в школе, так и дома.

А что можно сделать?

Стоит « сбросить на ноль» свои ожидания и претензии, найдите доступный для вашего ребенка уровень задач, дальше двигайтесь вместе. Никакой критики! Ищите любой, даже малый успех. Подстрахуйте его от больших провалов, возьмите в союзники учителей, родственников, друзей.

Узнать причину нарушения поведения своего ребенка, родители могут по определению своих эмоциональных реакций ( см. таблицу).

Эмоциональные реакции родителей

Причины нарушения поведения

Раздражение. Типичные фразы: «господи, опять ты…», «Когда же это кончится…», «Как же ты мне надоел!»

Борьба за внимание

Бессильная злоба, желание сломить, наказать.

Типичная сцена:

Родитель: «Нет, ты не пойдешь!»

Ребенок: «Нет, пойду!»

Родитель: «Я тебе запрещаю!»

Ребенок: «А я все равно пойду!»

Борьба за победу

Обида.

Типичная фраза: «Стараешься, отдаешь все силы, а он неблагодарный…»

Обида на родителей

Чувство безнадежности, отчаяния.

Типичные фразы: «Не знаю, что делать», «Все перепробовала и ласки, и просьбы, и угрозы…», «Просто руки опускаются…»

Сдвиг неблагополучия

 

Отношения между родителями и детьми могут быть:

Близкие отношения:

-основаны на равенстве,

-на взаимодействии, обоюдном согласии,

-в них позволен выбор,

-предполагает свободу чувствовать, поступать исходя из собственного понимания ситуации,

-возникает желание делиться своими чувствами и потребностями,

-отношения всегда меняются,

-« я хочу быть здесь»,

-« я начинаю с себя»,

- «я хочу…, я чувствую» ( то есть я беру ответственность за свои чувства).

Зависимые отношения:

- основаны на различии силы ( «я старше», я работаю» и т.д.),

- не сбалансированы («я говорю, а ты слушай»),

- выбор не позволен или затруднен,

-преобладает принуждение,

- правила отношений и поведения не обсуждаются, а считаются сами собой разумеющимися,

- отношения всегда остаются неизменными,

- «я должен быть здесь»,

- «я начинаю с тебя – меняйся ты»,

- «ты заставляешь меня чувствовать …» ( гнев, тревогу, усталость и просто есть ТЫ несешь ответственность за МОИ чувства).

   Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «Я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такте реакции поражают меньше конфликтов и происходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Используемые источники:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология.- М., 2000
  2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.,2004
  3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. – СПб.,2004
  4. https://azbyka.ru/deti/semejny-e-konflikty-roditeli-i-deti

 

 

 

 

Категория: Советы и рекомендации | Добавил: Luba (12.05.2018)
Просмотров: 50 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2018 год - Год волонтёра. Как Вы относитесь к общественно полезной работе на добровольной основе?
Всего ответов: 46
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки
















Архив новостей
         Система Orphus             

Copyright MyCorp © 2018