Размер шрифта: A AA
Пятница, 20.09.2019, 02:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Полезная информация

Особенности деятельности детей с нарушением интеллекта

Особенности деятельности детей с нарушением интеллекта

( Из материалов родительского клуба «Школа доверия»)

    Сегодня мы поговорим об особенностях наших детей, а затем о способах коррекции их поведения, общего здоровья, различных видах их деятельности. А так как речь пойдет о наших детях, хотелось бы сразу сказать, что вся информация, которую мы вам предоставляем, проверена временем и апробированная на наших воспитанниках и имеет положительные результаты. Но необходимо помнить, что все дети – уникальны, неповторимы, индивидуальны. Ваши дети – это сплав ваших семейных обычаев и традиций, умноженный на семейные гены. Поэтому одни и те же приемы и способы общения с детьми имеют разные результаты. Каждый из родителей также уникально-индивидуальный человек и поэтому наши рекомендации, вы также воспримите по-разному. Но нам бы хотелось, чтобы наши встречи не прошли бесследно.

     Общее, что характеризует наших детей – это недоразвитие познавательной деятельности. Это связано с их замедленностью развития, и конечно же отклонений от нормы. Но развитие наших детей это все равно поступательный процесс, который дает качественные изменения в познавательную деятельность и личностное развитие. И это дает основание для оптимистического прогноза. У наших детей затруднена ориентация в окружающей среде, в связи с тем, что ощущения зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые слабые и неточные.

   Особенности памяти. Память, как одна из психических функций включает: получение информации, сохранение информации, воспроизведение информации. Получение и сохранение информации, а также её воспроизведение связано с определенными трудностями.

      Особенности внимания:

- сужение объема зрительной информации ( то есть то что видим мы с вами, ребенок просто не замечает);

- преобладает замедленность переключения внимания( то есть перевести его внимание, на то, на что мы его нацеливаем, а ему это неинтересно, бывает не всегда возможным).

     Моторная (двигательная) сфера не всегда имеет выраженные нарушения. Сложности с точной координацией мелких движений пальцев, кистей рук.

    Волевая сфера. Слабость собственных намерений, большая внушаемость. То есть им легко внушить то, что не носит положительной направленности.

      Вся деятельность ребенка с нарушением интеллекта глубоко своеобразна. Это прежде всего проявляется в нарушении ее целенаправленного характера. Для такого ребенка характерна слабость ориентировки в задаче, неумение ее анализировать, планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства выполнения задачи. Ребенок с нарушением интеллекта не уверен в своих силах и поэтому уходит от встречающихся трудностей, постоянно отклоняется от поставленной задачи, цели, подменяет ее другой, сходной, но более легкой и доступной.

    Но практика показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы и педагогов и родителей, упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.

Вопрос для родителей: как вы думаете, что может помочь нашим детям приобрести социальный опыт, который им поможет в дальнейшей жизни. Через что, они познают окружающий мир с самого рождения?

   Игра для ребенка является одной из самых важных форм развития. Именно поэтому, сегодня речь пойдет об игровой деятельности ребенка, через которую ребенок приобретает свой социальный опыт.

      Игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. «Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев).»

      Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства.

Подвижные игры.

    В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.

    Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталостью, заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.

     При проведении совместных подвижных игр (родители и дети) необходимо помнить о следующих правилах:

- как чувствует себя сегодня ребенок;

- предусмотреть меры предосторожности;

- ограничения по времени (ребенок может устать, но не переутомиться, проявлять активность, но перевозбудиться).

     При использовании малых архитектурных форм, которые находятся на игровой площадке, родителям необходимо показать( рассказать) детям как их можно использовать, проявлять заинтересованность в этой деятельности, и не забыть похвалить ребенка за успехи, пусть даже небольшие.

   Качество организации и проведения игры — от выбора до ее окончания — зависит от психологической готовности родителя к этой деятельности, его педагогических знаний и умения общаться с собственными детьми.

Сюжетно-ролевые игры

     Сюжетно-ролевая игра - высшая форма развития игры ребенка. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.

   Так как связи с миром у детей с особыми образовательными потребностями нарушены, им не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы. Именно поэтому, так необходима помощь педагогам родителей в этой деятельности.

    Такой ребенок не умеет договориться с другим ребенком. Ребенок оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных действиях.

   Чтобы помочь ребенку, близкий взрослый должен объяснять смысл каждой возникающей ситуации, предлагая при этом ребенку возможные способы действия. И, конечно, следует проигрывать совместно с ребенком самые разнообразные ситуации из жизни в игре. Родитель должен внимательно следить за ходом игры и в случае затруднения помочь ребенку.

Сенсорные игры

      Сенсорными условно называются игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения.

Ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

     Сенсорные игры позволяют развивать процессы восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств : у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметом мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, температура, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.

Виды сенсорных игр:

- игры с краскам;

- игры с водой ;

- игры с мыльными пузырями;

- игры со светом и тенью;

- игры со льдом;

-игры с крупами;

- игры с пластичным материалом ( пластилин, тесто, глина);

-игры со звуком;

- игры с движениями и тактильными ощущениям.

Значение игровой деятельности для детей с нарушением интеллекта очень велико. Игра корригирует и развивает познавательные процессы, формирует эмоционально-волевые качества, помогает воспитывать характер ребенка. Поэтому, дорогие родители, учите своих детей играть, играйте вместе с ними, и наши с вами совместные усилия принесут положительную динамику в развитии наших детей.

Используемая литература:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
  2. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб., 2002.
  3. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М,. «Мозаика- Синтез», 2014
  4. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития.- М.2002.

 

 

 

 

 

Категория: Полезная информация | Добавил: Luba (16.04.2017)
Просмотров: 308 | Рейтинг: 3.7/3
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019