Размер шрифта: A AA
Суббота, 21.09.2019, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей, с ограниченными возможностями здоровья

Социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей  с ограниченными возможностями здоровья.

      Семья для человека – наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие социальные институты. Воспитание ребенка начинается в семье. Семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. В семье ребенок усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья способен под влиянием воспитания развиваться в психическом и личностном отношениях.

      Среди многих вопросов, от которых зависит решение  проблем воспитания, едва ли не самым главным является вопрос: как создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Как помочь родителям приобрести опыт воспитания собственного ребенка?

       О роли школы в организации семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».

        Для успешного воспитания детей, совершенствования личностных качеств ребенка, необходимо объединить усилия педагогов и семьи, а также определиться, на каких основах складываются отношения учителя и родителя. Есть определенная специфика семейного воспитания, отличающаяся от воспитания общественного, но важно, чтобы нашлось что-то общее, соединяющее семью и школу.

       Социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учебном учреждении включает разнообразные формы взаимодействия  с родителями и реализует следующие цели:                          

  1. Просветительская – способствование родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
  2. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
  3. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Формы взаимодействия с родителями:

- классные и общешкольные родительские собрания;

- лектории для родителей;

- семинары-практикумы;

- традиционные ежегодные мероприятия «Семейная лыжня», «Наша дружная семья»;

- школьные информационные стенды;

- страница на школьном сайте «Для родителей»;

-  информационные листовки, памятки;

-  с 2014 года в школе используется еще одна форма взаимодействия с родителями – родительский клуб.

        В школе ребенок равноправный член социальной группы, а в семье –завышенные требования к ребёнку и отрицание диагноза, или акцентирование внимание на его особенностях развития; в школе характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества с родителями. Именно это послужило толчком к созданию родительского клуба.

        Родительский клуб «Школа доверия»- это не просто форма связи семьи и учебного учреждения, это изменение стиля взаимодействия, это взаимоотношение  сотрудничества. Цель такого сотрудничества  повышение эффективности взаимодействия образовательного учреждения и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи клуба:

- способствовать получению родителями педагогических знаний и умений, которые усваиваются  непосредственно в организованной определенным образом теоретической и практической деятельности;

- выявлять  и распространять  положительный опыт семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- содействовать  сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций в школе и в семье;

- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами школы.

     Работа родительского клуба строится на основе следующих принципов:

- удовлетворение познавательного интереса;

- уважение плюрализма жизненных позиций;

- обеспечение свободы мнений;

- отказ от критики участников процесса.

        Заседания родительского клуба проводятся один  раз в четверть. Организаторами и руководителями клуба являются специалисты социально-психологической службы: социальный педагог Любовь Николаевна Шатило и педагог-психолог Татьяна Васильевна Рева. У клуба есть своя эмблема – две руки ( условно рука родителя и рука педагога), вложенная одна в другую, как символ партнерских отношений в вопросах воспитания, образования и развития детей с особыми образовательными потребностями.

           Чтобы встречи в клубе были интересны родителям, темы подбираются с учетом их пожеланий (по результатам анкетирования на начало учебного года). Особое внимание уделяется оформлению помещения, где проходит встреча, и внешнему виду ведущих. Такие компоненты совместных встреч, как ритуал приветствия, расставания, подведение итога встречи и правила поведения в клубе остаются на каждой встрече с родителями неизменными.        

Правила поведения в клубе:

  1. Правило именной карточки - каждый участник группы должен носить на груди именную карточку.
  2. Искренность в общении. Группа – это то место, где Вы можете рассказать всё, что Вас волнует и интересует, свои проблемы. Если Вы не готовы обсуждать какие-либо проблемы, лучше промолчать.
  3. Запрет на обсуждение процедуры. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это одно из этических требований нашей работы.  Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в этой встрече, а так же с членами группы вне её. Лучше это сделать непосредственно на занятии.
  4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждений. Стройте свои рассуждения примерно так : «Я думаю…», «Я считаю…», «Мне кажется…»
  5. Не критиковать и быть доброжелательными друг к другу. Нас достаточно критикуют. А доброжелательное отношение друг другу позволит чувствовать себя комфортно и непринужденно.
  6. Признавать право каждого на высказывание своего мнения. В группе мы должны понимать  другого человека, чувствовать, что этот человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказываемое суждение.

         Содержание встреч меняется в зависимости от той цели, которую преследуют организаторы родительского клуба. Первая встреча носила ознакомительный характер. Тема встречи «Я родитель, а это значит…».До встречи родителям была предложена анкета «Знакомство», состоящая из 16 вопросов. Если родители не хотели отвечать на какие-то вопросы, могли не отвечать. Анкета позволила в некоторой степени выявить воспитательный потенциал семьи и опыт воспитания. По окончанию первой встречи совместно с родителями была построена «пирамида знаний». Это  помогло понять им необходимость принятия своего ребенка таким, какой он есть, недопустимость сравнивать своего ребенка с другими детьми, необходимость знать особенности своего ребенка, проявлять искреннюю заинтересованность в  действиях своего ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.

        Одно из занятий проводилось в форме сюжетно-ролевой игры с участием детей. Тема встречи «Путь доверия и взаимопонимания». Целью встречи стало формирование чувства близости между родителями и детьми, умение сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу. На занятии были выполнены индивидуальные работы членов семьи и выполнена коллективная работа – большое лучистое солнышко. Лучистое солнышко – олицетворяет свободный выбор развития личности, гарантирующий успешную реализацию способностей, возможностей и устремлений.  Лучики представлены в виде вырезанных из цветной бумаги рук родителей, детей и педагогов, говорит о том, что мы едины в своих устремлениях.                      

           Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. Поэтому одно из занятий было посвящено обучению родителей специальным психотехническим упражнениям, которые способствовали укреплению и сохранению их  психического здоровья. Одно из условий своего здоровьесбережения– умение вовремя «сбросить» напряжение, усталость и умение расслабится. Упражнения были подобраны достаточно простые, доступные и не отнимающие много времени.

       По окончанию встреч каждый родитель получал эстетически оформленные рекомендации и памятки по теме. По окончании  учебного года члены родительского клуба были награждены благодарственными письмами от администрации школы за активное участие в работе клуба и активную жизненную позицию.

       Трудности, возникающие в семье в связи с появлением «особого» ребенка, можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно научатся овладевать навыками управления своими чувствами и  мышлением, научаться использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Народная мудрость гласит «Дитя-драгоценность, но ещё большая драгоценность – его воспитание». Достичь положительных результатов в организации воспитывающей деятельности возможно лишь в тесном взаимодействии, сотрудничестве с семьёй. Наша деятельность осуществляет конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, сохраняя имеющиеся и используя новые подходы, принципы, формы работы, основанные на партнерских отношениях и сотрудничестве.

Используемая литература:

1. Беляева М.А.,Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьёй ребенка-инвалида. Учебное пособие.- Екатеренбург, АМБ.,2001

2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй - М.: Педагогическое общество России, 2005

3. Мурашова Е.В. Лечить или любить?- М.;Самокат, 2012

4. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида // Мир психологии - 2003, №3, с 45

 

Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (24.10.2015)
Просмотров: 595 | Рейтинг: 3.0/2
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019