Размер шрифта: A AA
Пятница, 20.09.2019, 03:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в рамках требований ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в рамках требований ФГОС

( из опыта работы)

  1. Психолого-педагогическое  сопровождение как неотъемлемая часть организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания.

        Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья  рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования, согласно приказам Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и  от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

    В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государствен-ными Образовательными Стандартами (ФГОС), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в системе коррекционного образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы. Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически меняет  образование обучающихся, ориентируя   на их развитие, учет  особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. ФГОС меняет требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, а также к условиям их реализации.

       Внимание к проблемам нарушение интеллекта вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий, включая детей со сложной структурой дефекта,  не уменьшается.

     Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира, и по России в частности. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. И поэтому психолого-педагогическое сопровождение  становиться неотъемлемой частью организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания.

     Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей  работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания.

В настоящее время нет однозначных подходов к решению вопроса психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), а между тем проблема эффективного сопровождения детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) заботит многие образовательные организации.

В нашей образовательной организации разработана ( в конце 2014-2015 учебного года), рецензирована ( кандидатом педагогических наук, доцентом, зав.кафедрой специальной педагогики Омского государственного университета) программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью.

Необходимо отметить, что ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) позволяет организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Анализ требований ФГОС для этих детей определяет пути и средства организации образовательного процесса в принципиально новых условиях, когда результатом освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) должно стать введение в социум ребенка, имеющего отклонения в развитии.

     Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в совре-менном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реализация которой предполагает достижение комплекса задач:

− помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обу-чения, социализации;

− развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

    В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления: 

− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

− консультирование (индивидуальное и групповое);

 − развивающая работа (индивидуальная и групповая);

 − коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

− психологическое просвещение и образование: формирование психологи- ческой культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

− экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, об-разовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

     Принципы социально-психологического сопровождения:

- Принцип педагогической организации среды жизнедеятельности воспитанников, позволяющий создавать условия (санитарно-гигиенические, психогигиенические, дидактические) с учетом особенностей детей, как решающих факторов влияния на развитие, здоровье, коррекцию;

- Принцип личностно-ориентированного подхода, диктующий необходимость прогнозирования индивидуального развития ребенка и, подчеркивающий важность специальной коррекционно-развивающейся работы;

- Принцип интегрированного характера образовательного процесса. Принцип утверждает необходимость соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими, социальными;

- Принцип обогащения мотивации учебной деятельности важен при целенаправленном обучении школьников с интеллектуальными нарушениями, так как у них отмечается вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности;

- Принцип коммуникативной направленности обучения предполагает насыщенность занятий разнообразными упражнениями, позволяющими повысить речевую активность обучающихся.

    Вся работа психолого-педагогического сопровождения строится в различных взаимосвязанных направлениях.

Направления работы:

- психологическое;

- социальное;

- логопедическое;

-предметно-образное;

- лечебно-оздоровительное.

Каждое направление работы имеет определённые цели, задачи и содержание деятельности.

Участники программы:

-психолого-медико-педагогический консилиум;

- педагог, работающий с ребенком ( если речь идет о домашней форме обучения)

- педагог-куратор ( если ребенок находится в классе);

- родители обучающихся.

2. Психолого-медико-педагогический консилиум    как форма работы команды специалистов  по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве.

      Психолого-медико-педагогический консилиум – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве.

     В наш школьный ПМПк входят : учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог. Руководство осуществляет директор школы.

    Практическое психолого-педагогическое  сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений деятельности образовательной организации.  И мы, специалисты психолого-педагогического сопровождения адаптивной школы находимся в постоянном творческом поиске, корректируем направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

     Основной целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного  психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей образовательной организации ( т.е. есть нет школьного бассейна, нет врача психиатра, нет специалиста по массажу, даже нет ставки дефектолога, то и ничего подобного не включаем в сопровождение) и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными ( если у ребенка реальный возраст не соответствует паспортному ) и индивидуальными особенностями развития ( если мы не умеем держать ручку в руке, не говорим), состоянием соматического и нервно-психического здоровья ( частые простудные заболевания, эпилепсия).

        Здесь хотелось бы отметить,  что работая в рамках требований ФГОС первый год (не считая экспериментальной площадки) все мы находимся в поиске. Мы готовы и открыты к сотрудничеству.

        Диагностическому обследованию и мониторингу результатов отводиться огромная роль, так как это является основой всей коррекционно-развивающей работы. Поэтому был разработан пакет комплексного обследования специалистами, что является необходимой составляющей в деятельности ПМПк. ( ознакомится с ним может каждый желающий)

       Всю процедуру психолого-педагогического обследования мы стремиться проводить с учетом определенных принципов.

Принцип комплексности. Основное требование этого принципа предписывает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результаты, которые вносят свой вклад в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка.

Принцип стереогнозиса. Он вытекает из первого принципа – оценка состояния ребенка с различных точек зрения.

Принцип целостности. Отдельные стороны организации ребенка

(психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от его физического состояния. В соответствии с этим  определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности  познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка.  И тогда инструментарий специалиста (чаще педагога-психолога, учителя дефектолога) приобретает полифункциональные (многофункциональные), интегративные (объединенные) возможности, сокращается время проведения обследования.

    В этом учебном году за 1 полугодие мы обследовали 23 школьника;  из них 6 человек воспитанники дошкольной группы, 1 человек – дважды (мать была не согласна с рекомендациями специалистов ПМПк – 1д класс), 1 человек – выездное заседание (специалисты консилиума  выезжали на квартиру к ребенку в связи с его физическим состоянием и отсутствием возможности семьи привести ребенка самостоятельно).

       На каждого ребенка заведена папка, где есть результаты обследования и рекомендации специалистов ПМПк. Эта деятельность достаточно трудоемкая и по времени занимает достаточно много времени. В деятельности ПМПк возникают сложности в проведении заседаний ПМПк:

- сложность собрать всех членов ПМПк в одно время, так как у каждого свой график работы;

- сложности в договоренности с родителями и выборе времени;

- отсутствие представителя медицинской службы.

    Ещё не было сказано о критериях эффективности психолого-педагогического сопровождения. Критерии разработаны, есть уже формы анализа результатов деятельности, пока нет четкой системы, но специалисты ПМПк полны сил и решимости справиться и с этим.

3. Деятельность социального педагога в программе психолого-педагогического сопровождения обучающихся нашего образовательного учреждения.

       Хотелось бы напомнить, что социальный педагог— главной специалист, исполняющий надзор за соблюдением прав каждого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог обнаруживает потребности ребенка и его семьи в области социальной помощи, устанавливает направления поддержки в адаптации детей в школе. Кроме этого в область работы социального педагога входит содействие родителям детей с ОВЗ в адаптации в школьном обществе, в среде других родителей.

Хотелось бы остановиться на тех сложностях, с которыми  мы на сегодняшний день сталкиваемся.

    Некоторые родители, столкнувшиеся с проблемой рождения умственно отсталого ребёнка, не хотят верить, что их ребёнок таковой. Они думают, что их ребёнок в результате долгой и упорной целенаправленной работы с ним станет нормальным. Именно поэтому своей требовательностью быстрой результативности освоения учебной программы и их социализации, иногда ставят в полное замешательство педагогический коллектив.

    Для разрешения возникающих проблем необходимы, следующие действия:

1. Объединение усилий всего педагогического коллектива. Обязательно сохранять такт и педагогическую этику.

2. Необходимо корректно грамотно объяснять, что ребёнка можно лишь приблизить к норме, достичь его максимального развития, т.е. потенциала, заложенного природой. Поможет этому коррекционная работа с ребёнком. Под обучением подразумевается не только школа, но и дошкольный  период и коррекционно-развивающая работа с ребенком в раннем возрасте, социализация ребенка в семье.  То есть необходимо настолько научиться разъяснять особенности развития наших воспитанников, чтобы у родителей не возникало сомнений в компетентности и профессионализме наших педагогов, которые готовы оказать помощь её ребенку и поддержку ей самой.

   Современное общество предъявляет нам,  педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями  новые требования, это связано с формированием готовности педагогов к психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением интеллекта.

Используемая литература:

  1. Бурмистрова.Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь/ Вестник практической психологии образования №4(17), октябрь-декабрь 2008.
  2. Назарова Н.М. Специальная педагогика. в 3т. т.2. Общие основы  специальной педагогики/ Н.М.Назарова  (и др.) – М.: Академия, 2008.
  3. Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие /М.М.Семаго Н.Я. Семаго – М.: АРКТИ, 2007
  4. Специальное образование http://pedlib.ru

 

 

 


 

Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (22.01.2017)
Просмотров: 2821 | Рейтинг: 3.0/2
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019