Размер шрифта: A AA
Вторник, 22.05.2018, 11:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Соц.-психол.служба
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Профориентация в современной школе

                                                                                                          Профориентация в современной школе.
                                                                                                    ( из опыта работы с обучающимися с умственной отсталостью)
 Особенности развития  обучающихся с умственной отсталостью:
- осложнения высших психических функций;
- незрелость мотивационной сферы;
- нарушение коммуникации;
- неразвитость в мышлении;
- нарушение правильного отношения к учению. Это все усложняется тем, что ещё три года назад в каждом классе нашей школы обучающиеся, которые имели статус - инвалид детства составляли от 50 до 70% от общего состава обучающихся в классе. На сегодняшний день мы подходим к цифре 100%, т.е. практически все дети в классе имеют статус инвалид - детства.
     Основной закон в области образования это – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
    Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей. В нашем случае – это интересы детей особой заботы.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение одной из задач:
-повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.
 В Федеральном Государственном Образовательном  Стандарте   образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) отмечено, что к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), относятся: 
 - возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
  Усложненные дефекты развития наших воспитанников, не влияют на   актуальность вопроса об их профориентации и оказании им помощи в профессиональном самоопределении.
    Я прошла курсы повышения квалификации по программе «Профориентация в современной школе» из онлайн-школы Фоксфорд. Несколько занятий были по теме « Профориентация детей с ОВЗ», которые проводили организаторы эксклюзивных специализированных проектов с детьми с ограниченными возможностями здоровья города Москвы, и получили высокие оценки своей деятельности.
    Трудоустройство и востребовательность на рынке труда людей с ограниченными возможностями здоровья – это показатель эффективной реабилитации людей с инвалидностью в обществе. 
Какие сложности возникают у наших выпускников: 
- неспособность к труду, инфантильность;
- несоответствие возможностей здоровья требованиям выбираемой профессии;
- ограниченность выбора гораздо ниже, чем у условно здоровых людей.
     Мы, педагоги, часто щадим   родителей и обучающихся, не раскрываем, до конца их возможности на пороге выпуска. Именно по этому они не найдя себя в новых условиях идут к нам, в школу (помощь в организации практики, или трудоустройство после окончания техникума,  не понимания, что их ребенок должен проявить себя в новом качестве и в новых незнакомых условиях). И здесь необходимо быть честными, очень важно дать устойчивое понимание того, что за пределами образовательной системы будут востребованы только: опыт, знания, умение работать в коллективе.
  Для наших детей классическая формула профориентации «Хочу – могу - надо» не всегда действует, да и рынок постоянно меняется, появляются и исчезают разные профессии.
Для детей с умственной отсталостью мы должны говорить не о трудоустройстве, а о занятости. 
Занятость – не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход.
Трудоустройство- система мероприятий, проводимая государственными органами  в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом
общественных потребностей. 
  Об интерактивных формах профориентационной работы.
Понятие «интерактивный» происходит от английского и означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом. Совместная деятельность - это неотъемлемая часть интерактивных методов, так как в процессе общения и взаимодействия с другими людьми человек познает себя в коллективе, раскрывает ранее скрытые качества характера, делится опытом.
  При использовании интерактивных форм роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной. Он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участникам приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
  Мною был разработан цикл внеурочных профориентационных занятий, которые  проводятся, ежегодно со старшеклассниками. Занятия  проходят 1 раз в четверть. 
Схема проведения внеурочных занятий профориентированной направленности:
- Занятие № 1 - диагностирование, ориентировано на освоение обучающимися знаниями о самом себе,  получения каждым обучающимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии. Диагностические материалы (анкеты, диагностическая карта) было подобраны таким образом, чтобы они было простыми и интересными для выполнения педагогами, обучающимися и их родителям. Позволило не только что-то узнать, но и создать необходимую атмосферу для работы с группой, заинтересовать обучающихся. 
- Занятия № 2,3,6  - включают беседы, профориентационные игры и упражнения.  Беседы направлены на предоставление обучающимся информации о мире профессий и способах профессиональной ориентации.  Профориентационные игры и упражнения направлены на личностное развитие обучающихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии; формирование умения построения профессиональной перспективы и профессионального плана; осознание возможности профессионального выбора и ответственности за него.
- Занятия № 4,5,7  направлены на расширение  содержания внеурочной деятельности.  Используем – экскурсии, как одну из  форм наглядности ознакомления обучающихся с миром труда. Посещение техникума и предприятия, с которыми мы тесно сотрудничаем. Планируется заранее и включает задания обучающимся в виде вопросов, на которых они должны сосредоточить свое внимание в ходе экскурсии. Круглый стол  - это и расширение теоретических знаний о профессиях, это и дальнейшее формирование социально активной личности, умении общаться как со сверстниками, так и взрослыми.
- Занятие № 8 – итоговое. Определяем эффективность проводимых мероприятий, для этого используем диагностическую методику «Опросник  для выявления готовности школьников к выбору профессии» В.Б. Успенского.
На занятиях использую задания интерактивного плана:
- какие профессии мне и моему соседу не нравятся и почему?;
- что ты знаешь о профессии родителей, старших братьев, сестер, дядей, тетей;
- ярмарка профессий родителей ( где сами рассказывают о профессиональной деятельности родителей);
- три вопроса о своем соседе и кем он может стать?;
- виртуальная экскурсия (с использованием интернета) – выбрать профессии из интернета, и проговорить почему ты выбрал именно эту профессию.
Основная цель таких заданий: мотивирование обучающихся, их активизация, чтобы пытались размышлять, думать, проговаривать свои мысли  вслух.
   Использование интерактивных методов в профориентационной работе необходимо, так как это позволяет выпускникам более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать суть жизненных ситуаций.
Используемая литература:
1.Голерова О.А., Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе [Текст] / О.А.Голерова, Е.В.Гурова. – М., 2007.

 2.Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. — М., 2006г.;
3.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003г.;
4.https://foxford.ru/courses/565?utm_source=email&utm_medium=triggers&utm_campaign=emaillinks&utm_content=kpk

 


 

Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (21.01.2018)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Важное!
  • Примем активное участие в весеннем городском "Месячнике чистоты"!
Напоминалка
Наш опрос
2018 год - Год волонтёра. Как Вы относитесь к общественно полезной работе на добровольной основе?
Всего ответов: 13
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки
















Архив новостей
         Система Orphus             

Copyright MyCorp © 2018