Размер шрифта: A AA
Суббота, 21.09.2019, 23:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Педагогическая культура родителей и условия эффективности семейного воспитания

Педагогическая культура родителей и условия эффективности семейного воспитания.

      Невозможно дать универсальные рецепты для решения всех возникающих в повседневной жизни проблем воспитания. Среди многих вопросов, от которых зависит решение этих проблем, едва ли не самым главным является вопрос: как создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Как помочь родителям приобрести опыт воспитания собственного ребенка?

      Чтобы воспитание детей было успешным и помогло совершенствованию личностных качеств ребенка,  необходимо объединить усилия педагогов и семьи и определиться, на каких основах складываются отношения учителя и семьи. Есть определенная специфика семейного воспитания, отличающаяся от воспитания общественного, но важно, чтобы нашлось что-то общее, соединяющее семью и школу. В этом могут помочь родительские собрания, которые  должны  повышать педагогическую культуру родителей. И задача учителя-куратора, как профессионала, владеющего теорией и методикой воспитания, - изучить особенности детей конкретного класса, отобрать материал для беседы с учетом внешних факторов, с учетом конкретных возможностей родителей данного класса.

      Тематика классных часов не  случайная и разработана с учетом особенностей возраста учащихся. На первый план совместного обсуждения выносятся такие вопросы, как: организация свободного времени, половое воспитание, формирование правосознания, высоконравственных отношений, вредные привычки и развивающийся организм, этика и эстетика в быту и др.

     Темой одного из классного собрания может быть « Условия эффективного семейного воспитания». Классное собрание не рекомендуется проводить  в форме лекции, доклада, сообщения. Перед тем как изложить теоретические основы современной семьи и семейного воспитания, и дать рекомендации по воспитанию детей, организовывать какие-либо формы совместной работы, необходимо попытаться, чтобы родители сами ответили на следующие вопросы:

- Что такое семья?

- Каковы особенности современной семьи и тенденции её развития?

- В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного? Каковы его противоречия, его плюсы и минусы?.

      В этимологическом словаре русского языка даются различные значения слова «семья», отражающие суть этого всеобъемлющего понятия, его исторический и национальный смысл. В современной литературе «семья» определяется как «малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе  и ведении хозяйства, закреплена правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

       В настоящее время семья выполняет различные функции, важнейшими из которых следует считать такие:

- общение, возникающее задолго до образования семьи;

- организация быта и ведения хозяйства;

- поддержание физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи;

- организация досуга;

-создание условий для профессиональной деятельности;

- продолжение рода: рождения и воспитания детей.

      Изучение функций семьи выводит на осознание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна. Рассмотрим некоторые из них.

Функции семьи и родителей:

- воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;

- поддержка увлечений ребенка;

- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

- сотрудничество с родителями других школьников и школьными учителями.

Функции ребенка:

- получение навыков, необходимых в жизни и в обучении;

- стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

- постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

-включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

-знакомство с правилами поведения;

-формирование коммуникативных навыков.

       В настоящее время современная семья характеризуется следующими особенностями:

- в основе создания семьи- любовь как высшее человеческое чувство ( однако  часто проблематичным является сохранение его в браке);

-преимущественное преобладание гражданских светских браков;

- равноправие мужчин и женщин в браке; защита всех прав членов семьи законодательно ( правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизнью общества очевидно несовершенство законодательства о семье);

- свобода заключения и расторжения брака;

- тенденция демократизации семейно-брачных отношений; экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьи;

-потребность в свободе и самостоятельности молодых семей;

- семьи в основном одно-двухдетные, многодетной в настоящее время считается семья с тремя детьми; регулирование рождаемости.

      В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и периодической печати появляется термин «кризис семьи». Следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Мы наблюдаем:

-болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из семей с высоким материальным уровнем, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти;

- развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление школьного рэкета, рост имущественных преступлений;

- расширение безнадзорности и появление беспризорности;

-рост детской и подростковой преступности;

- сокращение влияния внешнешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы, образования;

-приобщение детей к алкоголю, никотину, наркомании и токсикомании; усиление бродяжничества детей и подростков;

- появление подростковой и юношеской проституции, рост проступков и преступлений, связанной с половой распущенностью;

-резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.

     Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания      (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть- здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий…- он свой.

      Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

      Есть определенная специфика семейного воспитания, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечно счете, логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.

      Прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, строится на чувстве любви, определяющим нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умение прощать, чувство долга. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

      Другой особенностью семейного воспитания является тот, факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А значит различные ценностные ориентации, различные, критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

      Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со своей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.

     Однако, семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания являются:

- неадекватность воздействия фактором материального порядка: избыток либо недостаток вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения;

- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

-безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений;

-безграмотность в психолого-педагогическом отношении  (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

-противоправность поведения взрослых.

        Повышение педагогической культуры родителей – важный элемент в работе с родителями учащихся, ибо семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка, в единстве со школой и общественными организациями.

      Уровень педагогической культуры родителей зависит и от их образовательного, и от общекультурного  уровня, от общественной направленности личности, от индивидуальных особенностей, богатства жизненного опыта, уровня воспитанности.

      Немаловажную роль в повышении их педагогической культуры может играть и работа педагога-куратора. Он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.  Примерная тематика таких встреч-бесед:

  1. Особенности психофизического развития учащихся и учет их в семейном воспитании.
  2.  Наиболее острые проблемы воспитания школьников: «Психология взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте», «Новая мотивация учебной деятельности учащихся 5 (10) класса», «Семья и духовное развитие старшеклассников»
  3. Темы, определяющие стратегию и тактику воспитательной работы:      «Как развивать мотивы общественно полезной деятельности учащихся», «Материальные и духовные потребности в жизни человека», «Влияние алкоголя и никотина на развитие подростка», «Проблемы самоопределения старшеклассника».
  4. Темы, определяемые психолого-педагогической ситуацией, сложившейся в классном коллективе: «Нравственная позиция человека в сложных жизненных ситуациях», «Правовая ответственность несовершеннолетних».
  5. Темы, связанные с проблемами воспитания, вызывающими наибольшие трудности у родителей: « Как помочь ребенку в учебе», «Острые углы воспитания», «Если ребенок попал в асоциальную компанию».

       Материалы родительских собраний могут быть проиллюстрированы конкретными фактическими данными, ситуациями из жизни класса, при соблюдении педагогического такта. Не рекомендуется употреблять  негативную информацию личностного характера.

 

Литература:

  1. Авдеева И.С. Помоги мне сделать самому.-СПб.,2003
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа М: «ВАКО», 2005
  3. Лавренова Л.Е.. Детские праздники в школе и дома. – СПб, 2002
  4. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания- Волгоград:Учитель, 2005

 

 

 

 

 

Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (20.03.2015)
Просмотров: 1130 | Рейтинг: 3.0/2
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019