Размер шрифта: A AA
Пятница, 20.09.2019, 03:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Особенности работы службы медиации в условиях учреждения адаптивной направленности

Особенности работы службы медиации в условиях учреждения адаптированной направленности.

( из опыта работы)

        Школьная служба медиации и восстановительная культура взаимоотношений - эта область деятельности новая в образовательных учреждениях, актуальна и значимая, как бы мы педагоги к этому не относились, осваивать её требует современное развитие общества.

    Небольшой экскурс в историю создания служб медиации. Такие службы в других государствах имеют определенную историю, насчитывающую несколько десятилетий. В России институт медиации как новый институт защиты прав и интересов граждан находится в стадии формирования. Общественный центр «Судебно-правовая реформа» города  Москвы инициировало создание школьных служб примирения с 2000 года.  С принятием Федерального Закона РФ от 23.07.2013 года № 233-ФЗ « О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» Министерство образования и науки РФ рекомендовало создание служб примирения в образовательных учреждениях. Первая медиация, проведенная в образовательном учреждении, прошла 16 декабря 2002 года в Московской школе №464, и эту дату считают началом деятельности школьных служб примирения в России.  В нашей учебной организации служба медиации начала свою деятельность с января 2014 года.      

     Медиация – это процедура примирения  конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора. Процедура медиации существенным образом отличается от традиционных способов разрешения споров. С её помощью стороны конфликта добровольно пытаются найти те точки соприкосновения, которые позволяют им найти решение и урегулировать конфликт. Решение об урегулировании разногласий принимают сами стороны, а задача посредника – лишь помочь им найти взаимовыгодное решение. Медиация учит жить в конфликте без разрушения отношений, использовать конфликт для развития и извлекать из него пользу.

        Новый вид деятельности привёл к появлению новой специальности – медиатор. Медиатор – это независимое физическое лицо, которому участники спора доверили разрешение возникшего между ними конфликта. Медиатор выступает как нейтральное лицо, однако при этом он руководит ходом процедуры, вникает, изучает проблему и содействует принятию решения самими конфликтующими сторонами. Медиация – это процесс, который контролируют сами стороны. Медиативное восприятие окружающего мира помогает научится конструктивно вести себя в социальном пространстве.

   Ребенок большую часть времени проводит в школе, особенно в учреждениях адаптированной направленности, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения учащийся не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения, сам станет отвергнутым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, уходов из школы, из дома.

      Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. Как показывает практика, в школе возникают разные конфликты. Сторонами конфликта могут быть:

  1. Сами учащиеся

Это  конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. В наших школа это очень заметно, так как в классах находится не более 15 человек. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье, оказываются совсем неподходящими в условиях современной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к другим школьникам. Сам конфликт может быть и не страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, втягивание в него других людей.

  1. Конфликты конкретного учителя и конкретного ученика

  Наиболее часто встречающаяся культура взаимоотношений между учителем и учениками выражается в том, что преобладают «вертикальные» отношения даже во внеучебных ситуациях, позиция педагога «Я всегда прав» и учителя в качестве цели воспитания чаще всего видят послушание. Но в условиях адаптированной школы это вообще неприемлемо.

  1. Конфликты между учителем и родителем.

     В нашей учебной организации такой вид конфликта становится всё чаще и чаще. Анализ социальных карт класса показывает, что образовательный уровень наших семей изменился, большая часть родителей начальной школы имеют высшее образование, более того имеют специальности такие как учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Имея теоретические знания, но не имея практических навыков начинают обвинять педагогов в непрофессионализме и некомпетентности своей деятельности.

      Реагирование на конфликтные ситуации, которые чаще всего практикуются педагогами:  формальное разрешение, угроза наказания, морализаторство, клеймение. Формальное разрешение конфликта ( «оба виноваты и поэтому надо мириться»). Еще в младших классах это срабатывает, а в старших классах увеличиваются случаи, не поддающиеся стандартным формам реагирования. Угроза наказания – вызов родителей к директору, обращение в ОПДН, КДН, опеку, перевод в спецшколу, чаще всего не имеет желаемого результата. Морализаторство вызывает отторжение даже тех норм, которые подросток в иной ситуации признал бы справедливыми. Мы, педагоги, иногда так увлекаемся в своих нотациях, что забываем, о рассеянном, неустойчивом внимании наших воспитанников, и ограниченном объеме воспринимаемой информации. Клеймение применяется в тех случаях, когда конфликт носит уже затяжной характер, и в него втянуты и родители, и полиция и большая часть одноклассников. В этом случае от подростка просто уже хотят избавиться : это перевод на домашнее обучение, другая школа или вообще  спецшкола. Я думая, что подобного рода ученика время от времени появляются в каждой школе.

      Что предлагает школьная служба медиации?

        Школьная служба медиации  способствует складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Основная цель школьной службы медиации – это профилактика конфликтных ситуаций, столкновения двух сторон.

   Процесс медиации осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Добровольность участия сторон.

 Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе, как до её начала, так и в ходе самой программе. Это одно из самых сложных в нашей службе медиации. Зная особенности развития наших учащихся, прогнозируя ситуацию в отношении некоторых из них, иногда получается так, что не понимая до конца преимущества медиации или когда  мы подходим к заключительной фазе примирения, одна из сторон категорически отказывается от её проведения. Здесь у нас срабатывает авторитет педагога и личные симпатии.

  1. Нейтральность и беспристрастность медиатора.

Медиатор (ведущий) в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранить нейтральность, он должен передать дело другому ведущему ( медиатору) или прекратить медиацию. Медиатор нейтрален к сторонам, но нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсуждать заглаживание обидчиком причиненного вреда. Это тоже сложно,  специфика нашей работы,  определенный педагогический стаж,  иногда не позволяет принять нейтральную сторону. Позиция медиатора является основным инструментом для осознания сторонами случившегося с ними, принятия на себя ответственности за поиск выхода и совместную выработку решения. Позиция – это определенный взгляд на конфликт, на людей в этом конфликте и на возможные способы выхода из него. Тем самым позиция медиатора отличается от позиции других специалистов. В настоящее время наша служба медиации состоит из двух человек: социальный педагог и педагог-психолог. У нас хороший тандем, и мы хорошо понимает друг друга.

  1. Конфиденциальность.

Медиатор обеспечивает конфиденциальность происходящего на медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения противоправного действия. Здесь просто срабатывает профессиональная этика социального педагога и педагога-психолога.

  1. Взаимоуважение и равноправие сторон.

Здесь достаточно все понятно, без взаимоуважения и признания равноправия не будет результата.

   Рекомендуемый состав службы медиации: руководитель, инициативная группа из 3-4 педагогов, из числа обученных технологии медиации, родителей обучающихся, готовых принять активное участие в её работе, а также обучающиеся старших классов. В нашей службе два педагога, прошедшие обучение и участвующие в разрешении ситуаций, которые подросткам не под силу в связи с их статусом и особенностями психофизического развития. У нас уже есть небольшой положительный опыт введение в процесс предотвращения конфликта старшеклассников. Это позволило медиционную сессию сократить по времени и достичь быстрее желаемого результата. Кроме этого мы стремимся привлекать педагогов, заинтересованных в развитии восстановительной культуры.

  Для реализации этих принципов используется специальная структура переговорного процесса, которая представляет собой последовательность фаз.

Три основные фазы медиации:

1, Предварительная фаза (знакомство с конфликтом, встречи с каждой из сторон, изучение, подготовка совместных переговоров);

Медиатор почти всегда сталкивается с ситуацией, что стороны конфликта поначалу не готовы встречаться, слушать и слышать друг друга, мирно разрешить сложившуюся ситуацию, иначе они помирились бы и без медиатора. Поэтому, чтобы стать медиатором, требуется специальная подготовка. Специалисты  нашей школы прошли обучение в Сибирском институте непрерывного дополнительного образования по программе «Медиация в условиях специальной (коррекционной) школы» перед созданием службы медиации.

В этой фазе анализируем, соблюдаются ли принципы медиации в данном случае. Встречаемся со сторонами индивидуально для выяснения позиций

( Слушаем,  задаем вопросы. Даём высказаться – «выпустить пар». Помним о цели – выяснить причину, увидеть состояние конфликтующих сторон. Наблюдаем,  как рассказывает, анализируем невербальные сигналы).

Мотивируем стороны на очную встречу. Показываем преимущества открытого диалога и участия в медиации. Рассказываем о правилах проведения медиации, её принципах, берем на себя обязанность соблюдать свои обязательства.

Определяем нужна ли дополнительная информация. Собираем её через родителей, педагогов.

Выявляем проблему.

Определяем порядок проведения открытого диалога. Планируем фразы для открытого диалога.

Готовим помещение, думаем как усадить ( расположить ) участников.

Определяем время проведения медиации.

 Продумываем, что может понадобиться при совместной беседе ( чай, бумага, карандаши и т.д.)

2. Фаза медиационной беседы (работа с конфликтными сторонами, ведение переговоров);

Создаем благоприятную обстановку, встречаем, рассаживаем участников.

Говорим вступительное слово ( объясняем, зачем собрались, кратко излагаем проблему, называя, что будет в итоге встречи)

Рассказываем ещё раз о преимуществах медиации, напоминаем  сторонам о своих обязательства, правилах поведения, можно дать письменный вариант правил.

Поясняем, что будет проходить на медиации (ход встречи проговариваем пошагово), на каких условиях, сколько по длительности.

Выслушиваем точки зрения сторон (предлагаем медиантам(конфликтующие стороны) рассказать о случившемся по очереди, начиная с самого несдержанного)

Обобщаем услышанное.

Проясняем сложные моменты, не позволяющие сторонам понять друг друга

( задаем вопросы по ходу рассказа, разъясняя сторонам интересы друг друга, чувства из-за конфликта, устраняя неясности( не для себя, а для сторон).

Помогаем увидеть выход из ситуации.

Обобщаем услышанное.

Даем возможность задать вопросы друг другу

Соблюдаем принципы и правила проведения медиации.

Предлагаем обсудить варианты примирения, найти решение, приемлемое для обеих сторон.

3. Фаза договоренности (составление соглашения)

Предлагаем заключить соглашение, помогаем его сформулировать, следим, чтобы стороны взяли на себя равные обязательства. Соглашение может быть устное, может быть письменное, в зависимости от сложности конфликта. Если решение сформировано слишком быстро, задаём контрольные                (закрытые) вопросы. Учитывая особенности наших обучающихся, используем устное соглашение.

Уточняем намерение (действительно ли будут решены все проблемы).

Уточняем, будут ли функционировать пункты соглашения в реальности.

Определяем срок контрольной встречи, где возможно, некоторые пункты соглашения будут скорректированы ( или помогаем понять, что контрольные встречи не нужны).

 Проводя указанную последовательность фаз переговоров, медиатор использует следующий инструментарий:

- Я-сообщение ( о своих мыслях, чувствах , опасениях)

Учащийся говорит о своих мыслях, своих переживаниях, проговаривает это вслух. Это тот случай,  когда ребенок легко и охотно идет на контакт.

- Конкретизация обобщений (кто именно, что именно)

Обычно наши дети очень сбивчиво и не четко рассказывают о случившемся . При их рассказе их необходимо переспросить кто именно и  что именно  делал и добиться от них полного рассказа уже с именами и действиями, даже если они используют помощь медиатора.

- Изменение высказываний( враждебно сформулированные в нейтральные)

Например: да вот он, такой (с использованием не совсем литературных слов), мне сделал то-то ( толкнул, оскорбил, ударил). Перефразируем: сегодня на большой перемене меня задел Слава, я не смог устоять на месте и мне стало больно.

- Отражение «парафраз» (краткий безоценочный пересказ своими словами того, что произошло)

Например: Мы с Игорем подрались на перемене, потому что Игорь постоянно меня оскорбляет.

- Призыв к высказыванию( если молчит или плачет)

Например: А что, Вас, так расстроило?

 А есть такой выход из этой ситуации, который бы Вас устроил?

Вы хотите продолжить наш разговор?

Я не буду и не в праве вас осуждать, искать виноватых, решать  за вас, как быть дальше. Я могу только помочь Вам, решить, как сделать так, чтобы было хорошо. Вы согласны?

То есть Вам все равно (вас все устраивает), что над вами смеются. Вас не уважают, коллектив против вас…….Значит, вы придете?

Я не смогу вам помочь, если вы этого не хотите.

- Вздорное предположения( если призыв не помогает)

Это произошло, из Кати, потому что она …..

Мария Васильевна увидела вашу записку….

- Конкретизация высказываний( например)

Я хотел, чтобы меня не обижал Иван, тогда я не буду его обзывать и его родных.

- Понимание посланий тела

- Удвоение

Когда одна и та же фраза повторяется и дважды и трижды

- Смена ролей

Ты ударил Петю, а если бы тебя ударили, да ещё и не заслужено

- Мозговая атака

Это сразу, не давая опомниться собеседнику, задаем вопрос  и на него же отвечаем. Вопросов должно быть 6-7, темп разговора быстрый.

- «+» и «- »

Ищем совместно положительные моменты сложившейся ситуации, и отрицательные и сравниваем, делаем выводы.

Сложности деятельности медиатора состоят в том, что для её реализации необходимо достаточно хорошо владеть техникой задавания вопросов, а также необходимость самому медиатору иметь хорошо дифференцированную и осознанную систему мнений.

Медиативные навыки и умения, медиативная компетентность бесценны для всех, кто сталкивается с разрешением конфликтов и эффективным управлением человеческими ресурсами.

Используемая литература:

  1. Рекомендательное письмо по организации служб школьной медиации в образовательных организациях Министерства образования и науки от 18.11.2013 года № ВК-54/07вн
  2. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство под общей редакцией Л.М.Карнозовой – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014.-306с
  3. Школьная медиация. Методические рекомендации- М.: Центр медиации и права, 2013.

 

 

 

Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (24.10.2016)
Просмотров: 794 | Рейтинг: 3.0/2
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019