Размер шрифта: A AA
Пятница, 20.09.2019, 02:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Особенности формирования профессионального самоопределения у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности формирования профессионального самоопределения у учащихся с нарушением интеллекта

         В связи с нестабильной экономической и социально-политической ситуацией в современном российском обществе, постоянно меняющимися условиями жизни каждого человека, многообразием идеологических установок возникает необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии.

          Каждый человек вынужден определять свое отношение не только к процессам, происходящим в обществе и в его собственной жизни, но и непосредственному окружению - той общности, к которой принадлежит. Он должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за их реализацию в своей жизнедеятельности. Не является исключением и профессиональное самоопределение. Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение – профессиональное и личностное. Старшеклассник должен решить, кем быть в своей будущей жизни.

         Профессиональное самоопределение - это поиск личностных возможностей беспредельного развития. Это  длительный многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий определенное содержание на разных возрастных этапах.

       В психологии развития профессиональное самоопределение подразделяется на несколько этапов, продолжительность которых зависит от конкретных социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности.

Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии.

Четвертый – практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) выбор специальности, 2) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему.

Необходимо отметить, что на начальных этапах формирования профессионального самоопределения у учащихся с умственной отсталостью особых расхождений с нормально развивающимися детьми не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед выпускниками встает проблема соотнесения своих интересов, способностей и представлений со своими реальными возможностями.

Процесс формирования профессионального самоопределения подростков с умственной отсталостью затруднен как в связи с бедностью жизненного опыта, так и ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Таким образом  недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма формирования профессионального самоопределения.

      Ежегодно в России выпускниками специальных (коррекционных) школ VIII вида становятся около 22,5 тысяч человек. Закончив школу, где учащимся было комфортно, немногие выпускники правильно определяются с выбором профессии, которой могут овладеть.

        Выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида, как правило, не достигают того уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

       Процесс формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида происходи часто стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий. Поэтому таким учащимся необходимо оказывать помощь в их профессиональном самоопределении для своевременной дальнейшей успешной социализации.

     Особенности проявления отдельных структур направленности и самосознания у умственно отсталых учащихся  были предметом исследования Н. Л. Коломинского, Н. Г. Морозовой, Ж. Н. Назамбаевой, К. М. Турчинской и других авторов. Они доказали, что профессиональная направленность и самосознание умственно отсталых учащихся имеет свои особенности. 
            Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности. 
Исследования К. М. Турчинской раскрывают особенности проявления профессиональных интересов у умственно отсталых школьников в различные периоды их обучения . 

          У учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий - от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Это объясняется низкой критичностью мышления этих учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и  возможностями. Устойчивость интересов невелика. Интересы поверхностны. Прежде всего, обращает на себя внимание заинтересованность профессией - либо интересует широкий круг профессий, либо ни одна. В ряде случаев возникновение неосознанного отрицательного отношения к профессиональному трудовому обучению связано как с особенностями психофизического развития, так и с внешними факторами (обстановка в учебных мастерских, непривлекательность работы). 

У учащихся  старших классов диапазон интересующих их профессий сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют довольно конкретное представление. Речь теперь идет (за некоторыми исключениями) о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и в школе. Это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда. Умственно отсталые учащиеся старших классов обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы; практические занятия им нравятся больше на производстве, чем в школе. Существенным компонентом интереса выступает мотив.  Лишь к концу обучения в школе дети начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, маляр и др.) Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков должно осуществляться, прежде всего, под руководством школы и семьи.

     Одним из средств формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида выступает внеурочная деятельность, то есть целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей после занятий на уроках, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития их личности. В своем исследовании C.B. Сальцева отмечает, что внеурочная деятельность представляет собой пространство освоения социокультурного опыта и общечеловеческих ценностей и выступает предпосылкой порождения мотивированного целеполагания и целереализации задач профессионального самоопределения.

Внеурочная деятельность старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида становится эффективным средством формирования профессионального самоопределения потому, что она является регламентированной по содержанию, но не регламентированной по времени.

      Педагогические возможности внеурочной деятельности заключаются в совокупности использования педагогических средств, форм, методов и педагогических условий ее организации, способствующих эффективному профессиональному самоопределению выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Используемая литература:

1. Гладкая В.В. Социально-бытовая и трудовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.-М.: "Издательство НЦ ЭНАС", 2006.-192с

2. Голерова О.А., Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе. - М, 2007г.

3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие.- М, 2004

4.Пушкарева Ю.А., Майер Ж.И. Профессиональная ориентация подростков с ограниченными возможностями. Практическое пособие - Омск, 2007 г. - 38 с.

 

 

 

Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (20.02.2015)
Просмотров: 1435 | Рейтинг: 3.0/2
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019