Размер шрифта: A AA
Вторник, 23.10.2018, 00:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Основные направления организации сотрудничества педагога-куратора с родителями обучающихся

     Основные направления организации сотрудничества

педагога-куратора с родителями обучающихся.

( из опыта работы)

      Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н.Толстой.

      Огромное значение в работе с родителями обучающихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. От результата этого сотрудничества будет зависи психологический климат в классе, в школе. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, и не продуманные посещения квартир вызывают у родителей недоверия и тревогу.

      Очень часто можно слышать от родителей такую фразу: в начальной школе нашим классом занимался учитель, а теперь педагогу - куратору нет до наших детей никого дела. Услышав такое мнение, становится не по себе. Безусловно, в начальной школе педагог-куратор уделяет больше внимания обучающимся, но ведь в его задачу входит не только создание детского коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому педагогу-куратору сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе. Здесь мы подразумеваем и преемственность между начальной и старшей школой и создание позитивного психологического комфорта как для обучающихся, их родителей, но и педагогам.

   Родителям необходимо помогать становится хорошими родителями. Поэтому главным направлением сотрудничества педагога-куратора и родителей является просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики. Педагог-куратор начальной школы совместно с воспитателем практически справляется с этой задачей ( ежедневные встречи с родителями, ведение просветительской деятельности с рекомендациями и советами) Здесь главное – это работа педагога-куратора и воспитателя в тандеме, во взаимопонимании, а « не перетягивание одеяла в сторону педагога-куратора». А вот педагог-куратор среднего и старшего звена уже не в состоянии справиться с этой проблемой. К психолого-педагогическому просвещению родителей должны подключаться и учителя-предметники, психолог, медики, социальный педагог.

   Причем, психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям пятиклассников по окончанию первого полугодия о том, какие трудности могут испытывать наши пятиклассники в адаптационный период перехода к новым учебным условия, или говорить родителям о подростковом возрасте, когда подростковый возраст детей уже наступил и принес свои проблемы. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретится на их родительском пути.

     Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, педагог-куратор должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но учитывать предложения и пожелания самих родителей. Но это как раз самое сложное. Составляя с вами социальные карты, а затем их анализируя ( я надеюсь педагоги это делают а не просто быстро сдают необходимую информацию для социального педагога), мы выходя на родительское собрание должны представлять на каком уровне нам необходимо предоставить информацию ( на высоко научном или простом и доступном ).

     Необходимо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и желательно в напечатанном варианте. Этот прием широко используется в работе школьного родительского клуба «Школа доверия» и консультативном пункте. То есть не только проговорили совет или рекомендацию, но и предложили буклет, памятку, информационный лист.

     Следующим направлением в организации сотрудничества педагога-куратора и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда родители негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного процесса. Почему это происходит и кто в этом виноват? Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья – школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям. И здесь должна прослеживаться работа всего педагогического коллектива. Уже в начальной школе педагог-куратор должен знакомить родителей с традициями школы, её историей. У нас прошло достаточно показательно – приглашение на празднование 55-летия школы родителей и самих обучающихся, где было рассказано и о истории школы и её изменении за этот период и поющие педагоги в традиционном наряде ( темный низ- светлый верх), и об успехах самих педагогов ( я об награждении). Но юбилеи у нас с вами не каждый год, значит необходимо что-то придумывать. Информацию об положительных изменениях, которые происходят в школе необходимо доносить родителям на общешкольных родительских собраниях, на собраниях общешкольного родительского комитета, на школьном сайте.

    В системе работы педагога-куратора должны быть запланированы мероприятия, объединяющих детей и родителей. Это - экскурсии, музеи, театры, классные и общешкольные мероприятия совместно с родителями, мастер-классы. Но это в большей степени относится к педагогам –кураторам начальной школы, педагоги-кураторы среднего и старшего звена недостаточно планируют таких мероприятий.

    Одним из важных направлений в работе педагога-куратора является диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя тем, что в школе работает психологи, - им и заниматься диагностикой. Однако речь здесь не идет о психологической диагностике, а о психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и не требующей длительной обработки. Без использования психолого-педагогической диагностики достаточно сложно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут повлиять на общение родителей и ребенка в семье, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку. Диагностика в работе педагога-куратора – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг к другу.

     Очень значительным направлением деятельности педагога-куратора с семьями обучающихся является коррекционная работа. Главным направление коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, ранее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье.

     Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок выходит из повиновения родителей и попадает в компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья. Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий по профилактике вредных привычек. Чтобы такая работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей.

Правила эффективного взаимодействия педагога-куратора с семьями обучающихся:

  1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!

  2. Не беседуйте с родителя второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договорится о встрече в другой раз!

  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

  5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо, что вы от родителей услышали!

  6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов!

  7. Готовясь к встрече с родителями, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!

  8. Каждая встреча с семьей обучающегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

  9. Если родитель принимает активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены педагогом-куратором и администрацией школы!

Используемая литература:

1. Гребенников И.В. Школа и семья. – М, 2007

2.Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. –М., 2004

3. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- М., 2002

4. Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов /Авт.-сост.: Е.И. Лунина, Н,С.Шепурева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. - М., "ВАКО", 2005.

 

 

 

 

Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (21.09.2018)
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Помните ли Вы своего первого учителя?
Всего ответов: 16
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки
















Архив новостей
         Система Orphus             

Copyright MyCorp © 2018