Размер шрифта: A AA
Суббота, 21.09.2019, 23:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Методы снятия неблагоприятного состояния у подростков

Методы снятия неблагоприятного состояния у подростков

Педагогам достаточно часто приходится разбираться в спонтанно возникшем конфликте между участниками учебно-воспитательного процесса, осуществлять помощь в налаживании взаимоотношений, то есть снимать у подростков состояние озлобленности, агрессии, подавленности, тоски, апатии, неуверенности и др. Для этого можно использовать различные методы, которые наиболее подходящие для конкретной ситуации.

Подавление – жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому ребенку. Взрослый силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить её и, заняв господствующее положение, подчинить ребенка себе. Но это может привести ребенка, подростка в еще более угнетенное состояние. Хотя цель достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития подростка и включения его в деятельность. Идет фиксация внимания только на негативных проявлениях личности, и осуществляется выход на внешнее изменение поведения без учета состояния ученика в данный момент.

В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на поступке, а не на личности подростка. Возможность применение данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого. Применение подавления целесообразно, когда негативные проявления ребенка, подростка грозит нанести вред его здоровью, возникает угроза для его жизни или возможен ущерб здоровью и жизни другого.

Вытеснение - метод используется для устранения отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить-заменить-отвлечь. При использовании данного метода весьма важен уровень профессионализма педагога, так как нельзя сводить усилия только к манипулированию состоянием ребенка. Вытеснение должно быть мягким, с использованием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания подростка на чем-то важном, не терпящим отлагательства и т.д.

Игнорирование – отсутствие реакции на то или иное неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.

Санкционирование- метод, предполагающий разрешение на проявление какого-либо состояния ( апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Санкционирование оправдано, если проявление неблагоприятного состояния  не наносит ущерба самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный метод исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.

Концентрация на положительном - сосредоточение на позитивном в самом ребенке и в другом человеке, животном, предмете и т.д., против кого (чего) была направлена злость, агрессия, раздражительность или гнев. Цель данного метода – научить ребенка, подростка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. Основные характеристики метода, которые делают его универсальным:

- принятие негативного поведения как данности, признание за ребенком права на любое эмоциональное проявление;

- содействие психическому равновесию- спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, подростка.

Ситуация успеха – инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха ребенок, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.

Примерный алгоритм организации ситуации успеха:

Атмосфера доброжелательности:

- снятие страха

- высокая мотивация к сотрудничеству

- авансирование доверия

- скрытая инструкция

- персональная исключительность

- социально-педагогическое внушение

- высокая оценка поведения

Снятие страха можно осуществлять с использованием игры-драматизации «В очень страшной, страш-ш-ш-ной школе…». Педагог предлагает ребенку, подростку, с которым работает, изобразить пугающие его ситуации школьной жизни в форме театрализованных этюдов. Причем все пугающие ситуации с помощью педагога должны быть доведены до крайней степени ( так, чтобы было «очень страшно») В ходе такой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения неприятных для подростка ситуаций.

Высокая мотивация к сотрудничеству предполагает активизацию у подростка стремления  заявить о себе, как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых ( родителей, учителей). При формировании такой мотивации можно опираться как на личный опыт подростка ( часто негативный, то есть «от противного»), так и на позитивные жизненные ценности ( семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.)

Под авансированием доверия можно понимать обещание ( и обязательное выполнение обещанного) педагогом помощи и поддержки подростку в формировании его нового образа в глазах окружающих. Для этого педагог может провести беседы с родителями и учителями с целью поиска положительных качеств личности в учебной деятельности и во взаимоотношениях в семье.

Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивая помощь педагога подростку на тех моментах, которые могут помочь подростку изменить мнение окружающих о себе. Например:

- сдерживаться и не отвечать грубостью на грубость;

- не считать, что неприязнь кого-либо направлена лично на него;

- находить в себе силы и возможности для помощи и поддержки друзей, родителей, классного руководителя и т.п.;

- не стесняться попросить помощи;

- постараться увидеть в родителях самых близких друзей и опираться на них в сложной ситуации и пр.

Акцентировать в сознании ребенка его персональную исключительность можно при помощи схематичного изображения его генеалогического древа и объяснения, как причудливо и непредсказуемо сочетались гены в течение сотен, тысяч лет, чтобы в результате появился такой уникальный и не похожий ни на кого человек.

Социально-педагогическое внушение – может представлять собой неоднократное повторение педагогом в различных ситуациях ( на улице, при проведении целевой беседы, при посещении на дому и пр.) следующих высказываний:

- что подросток способен, сможет справиться с проблемой;

- что процесс этот трудный и не быстрый, поэтому необходимо терпение и мужество, которых подростку не занимать;

- что он, педагог, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки;

- как уверенно и достойно будет чувствовать себя подросток после победы над негативными проявлениями своей личности;

- что каждому человеку приходится делать выбор, который определяет его будущую судьбу и т.д.

Высокая оценка поведения предполагает мониторинг поведения ребенка, подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некой детали поведения, подтверждающей его работу над собой, например:

- проявление сдержанности или отсутствие реакции на обидный выпад сверстников;

- позитивное удивление учителя относительно глубины заданного подростком вопроса;

- радость матери относительно отсутствия грубости в общении;

- аккуратность внешнего вида и т.д.

Используемая литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.      Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.- 2-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2000. -  440 с.
2. Выгорбина А.Е. Специфика воспитательной работы социального педагога// Педагогика. - 2000.- N 5. - C.36 - 40
3. Дементьева И.  Работа школы с детьми группы риска// Воспитание школьников.- 2002. - N 7. - С. 21-28

4. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей// Воспитание школьников. - 2000.- N 7. - С.22 - 25
 

 

 

Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (09.11.2014)
Просмотров: 1038 | Рейтинг: 3.0/2
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019