Размер шрифта: A AA
Суббота, 21.09.2019, 23:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Педагогические находки

Эффективное взаимодействие с семьей, как одной из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Л.Н.Шатило

КОУ «СКОШ № 12», г.Омск

Эффективность взаимодействия с семьей как одно из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Происходит изменение общественно-педагогического сознания – от «культуры полезности» к «культуре достоинства», к признанию безусловности ценности для общества любой человеческой личности независимо от степени ее отдачи.

Контингент учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида – дети с общим психическим недоразвитием. У таких детей наблюдается выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. Кроме того, они качественно и структурно обеднены по сравнению с уровнем развития тех же видов деятельности у нормально развивающихся сверстников. Интересы этой категории детей  тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны, недифференцированы и неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями.

 В связи с ростом в последние десятилетия числа  детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной  патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. По данным исследований (Р.Ф. Майрамян, 1976; О.К. Агавелян, 1989), рождение ребенка с аномалиями неизбежно, влечет за собой родительский кризис. Социальное нездоровье такой семьи требует дополнительных видов социально-педагогической деятельности, направленных на помощь родителям. Это социальная реабилитация  и социальная интеграция  семьи, восстановление ее социального статуса.

Семьи  обучающихся коррекционных школ VIII вида испытывают трудности, значительно отличающиеся от повседневных забот, волнующих обычную семью. Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальным недоразвитием представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему.

В результате изучения микросоциальных условий воспитания детей с нарушением интеллекта в нашей школе  произведен анализ факторов социальной характеристики данных семей, который отражал такие параметры, как:

--уровень образования родителей;

--общий культурный уровень семьи ;

--материальная обеспеченность;

--жилищно-бытовые условия;

--взаимоотношения в семье;

--наличие вредных привычек у родителей;

--состояние здоровья родителей.

На основе анализа вышеперечисленных факторов были условно выделены 3 группы семей:

 1группа- 3,8% - высшее образование родителей, высокий культурный уровень семьи, материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия. Здоровая обстановка в семье, отсутствие вредных привычек у членов семьи, по состоянию здоровья  -  оптимальная.

2 группа семей - удовлетворительная – 37,3% ( один из показателей является неудовлетворительным - вредные привычки, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье, по состоянию здоровья – удовлетворительная).

3 группа семей - неудовлетворительная – 58,9% (наличие в семье двух и более - неудовлетворительных перечисленных показателей: низкий уровень культуры,  неблагоприятный психологический климат в семье; вредные привычки, злоупотребление алкоголем; по состоянию здоровья – неудовлетворительная).

 Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска.

Безусловно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. При работе с неблагополучными семьями необходимо искать другие формы взаимодействия,  другие приемы и решения, которые   более трудны и кропотливы. Организация обучения и воспитания в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный  характер.

Но любая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в учебном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.

Взаимодействие с семьёй становится одной из актуальных и сложных проблем в работе нашей школы и каждого педагога. Возникла необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Необходимо было научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

 Работая в этом направлении в нашем учебном учреждении, реализуются следующие задачи:

1.  Просветительская – пропаганда психолого-педагогических знаний с целью повышения у родителей компетентности  в вопросах обучения и воспитания детей с особыми познавательными потребностями.

Здесь мы используем традиционные формы взаимодействия с родителями как индивидуальные беседы, родительские собрания, лекторий для родителей, встречи с учителями – предметниками, анкетирование. Привлекаем специалистов различных направлений: педагога-психолога, социального педагога, врачей, инспекторов ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. Характер взаимодействия с семьей осуществляется дифференцированно, ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, готовности к сотрудничеству с образовательным учреждением, понимая его важность и необходимость.

3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.  Это вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность, включение их в коррекционно-педагогический процесс, что служит важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

В нашей школе уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Такие формы взаимодействия семьи и школы как День открытых дверей и совместный праздник «Семейная лыжня» для нашей школы используются впервые.  Для коррекционной школы эти мероприятия  имеет особое значение.

День открытых дверей. Содержание проведения этого мероприятия ежегодно меняется, педагоги стремятся разнообразить формы включения родителей в учебно-воспитательный процесс, а не быть его сторонними наблюдателями. Основные этапы проведения Дня открытых дверей :  экскурсия по школе, посещение уроков или внеклассных мероприятий, и обязательное включение таких новых форм  совместного общения как круглый стол, практикум, семинар-практикум. Эффективность такой формы сотрудничества для нашего учебного учреждения превзошла ожидания.  С одной стороны педагоги стремились показать свое мастерство, проводя уроки и мероприятия в нетрадиционной форме, раскрывая динамику развития детей, а родители получили реальное представление о школьных делах и поведении своего ребенка. Родители стали активно проявлять себя в общественной и досуговой жизни своего ребёнка и всего классного коллектива в целом. Эта форма взаимодействия с родителями для нашей школы стала традиционной.

Для нашего учреждения другой новой формой сотрудничества с родителями, в которой они проявляют себя как активные участники школьной жизни, стала «Семейная лыжня».

 

В этом мероприятии мы не ставим целью показ спортивных достижений семьи, главным становится – организация совместного семейного досуга, качественное изменение детско-родительских отношений.  Совместная деятельность детей и родителей,    которая включает ходьбу на лыжах, комбинированную весёлую эстафету, совместное чаепитие, направлена на повышение социальной роли учащихся в общении с одноклассниками, играх, внеурочной деятельности. Все это позволяет сблизить  родителей и детей, открыть для родителей еще не известные стороны своих детей, их интересов, увлечений, таланта. Способствует социальной реабилитации семьи.

Анализируя деятельность педагогического коллектива в этом направлении, мы можем сказать об её результативности.

За последние три года увеличилось количество родителей, посещающих родительские собрания. 2010-2011 учебный год – 48,3%, 2011-2012 учебный год – 58,8%, 2012-2013 учебный год – 70,1%

Снизилось количество семей, привлекаемых к административной ответственности за недолжное выполнение своих родительских обязанностей по обучению и воспитанию  своих детей. 2010 – 2011 учебный год – 19 семей, 2011-2012 учебный год – 8 семей, 2012-2013 учебный год – 2 семьи.

Наблюдается динамика снижения совершенных социально-опасных деяний учащимися нашего учебного учреждения. 2010 – 2011 учебный год – 15, 2011-2012 учебный год – 2, 2012-2013 учебный год – 0.

Количество выпускников нашей школы, продолжающих обучение в учреждениях начального профессионального образования , возрастает ( до 80,8%).

На современном этапе развития нашего учебного учреждения складываются качественно новые партнерские отношения родителей и педагогов., которые направлены на успешную социализацию и дальнейшую интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. И поиск новых приемлемых форм взаимодействия с родителями продолжается.

Использованная литература:

  1. Аксенова Л.И.  Социальная педагогика в специальном образовании. М, Издательский центр «Академия»,  2011
  2. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002
  3. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. Учебное пособие. – СПБ., 2000
  4. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. //Дефектология.-2005. -№1
Категория: Педагогические находки | Добавил: Luba (03.10.2014)
Просмотров: 1158 | Рейтинг: 3.0/2
Новое на сайте
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
Вот и закончилось лето. Что Вы успели сделать за эти три месяца?
Всего ответов: 36
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2019