Размер шрифта: A AA
Вторник, 07.07.2020, 03:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Лекторий для родителей

Участие родителей в воспитании у детей положительного отношения к труду.

Участие родителей в воспитании

у детей положительного отношения к труду.

Социальный педагог Л.Н.Шатило

( общешкольное родительское собрание)

    Приобщение детей к труду оказалось в современных условиях одной из самых нелегких проблем семейного воспитания. Особенно это касается семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.В таких семьях обычно ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным и приводит к еще большему отставанию в развитии. В современной семье резко сократилось количество видов трудовых домашних занятий детей. И тут во многом виноваты родители. Их не пугает откровенное безделье детей в домашних условиях. Годами чего-то ждут, не замечая, что превратили дом в вечную «базу отдыха» для своего ребенка.

   Пассивное отношение к труду в семье ведет к тому, что ребенок пассивно относится к труду и в школе. Это прямой отказ от дежурства по классу, по школе, навести порядок на своей парте и т. д.

   Участие детей в посильном труде дома и в школе ни в коей мере не может отрицательно отразиться на учебе, наоборот, ранее практическое применение знаний в конкретных делах утверждает в подростках осознанное отношение к учебе, развивает коллективизм, ответственность, способствует их гражданскому возмужанию, нравственному самосознанию.

    Объем домашней работы резко сократился и в связи с улучшение бытового обслуживания, и из-за малочисленности современной семьи. Труд уходит из квартиры и со двора.

    Семейное хозяйство держится на труде. Хозяйственно-бытовой труд – это одна из форм участия членов семьи в производстве средств к жизни. Он должен быть полезным, эффективным, рационально организованным.

   По мере развития детей с ограниченными возможностями здоровья общий физический статус с возрастом улучшается. На общий физический статус детей с нарушениями в развитии положительно влияет труд.

   К сожалению, дети довольно часто не видят ясную цель своего участия во взрослых делам. Родители не показали им, что их усилия нужны для удовлетворения разумных общественных потребностей, какими бы малыми ни были эти усилия. Ведь труд детей в семье, по мысли А.С. Макаренко, должен быть не столько работой, сколько заботой. И речь идет об относительно постоянных обязанностях детей, характер и сложность которых изменяются с их возрастом. Прекрасно, когда к этому добавляются коллективные, семейные дела.     Труд вместе со взрослыми позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья усвоить навыки правильной организации своего школьного уголка, правила техники безопасности. Следует подчеркнуть, что по мере развития детей с ограниченными возможностями здоровья общий физический статус с возрастом улучшается; проявление типичных и индивидуальных отклонений в физическом состоянии и развитии таких детей – поддается коррекции и частичной компенсации. На общий физический статус детей с ограниченными возможностями здоровья положительно влияет труд.

    Пока что участие детей в семейном хозяйстве постоянно сокращается. При этом многие родители жалуются, что в современной благоустроенной квартире не просто находить серьёзные дела для детей. Так ли это? Для самих-то родителей дела находятся, и они заняты трудом в семье довольно продолжительное время. Разве нельзя привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха, к работам на даче, огороде. Бывает нередко и так: помогая родителям, ребенок берет для себя посильную ношу. Но стоит ему чуть пожаловаться на усталость, родители тут же перекладывают на свои плечи эту ношу: и фигурально, и натурально. Всегда ли следует так скоро уступать ребенку? Не случиться ли так, что, привыкнув к поблажкам, он, став взрослым, сам будет избегать сколько-нибудь тяжелого труда, да и вообще чего-либо сложного и трудного? Получается, что в течение 17-18 лет он в семье только берет, только получает. Откуда же появится навык отдачи, элементарная привычка работать, стараться для других?

  А иногда родители рассуждают так: «Подумаешь, дети не трудятся физически, они же учатся в школе. Но, во-первых, противопоставлением умственного труда физическому родители вольно или невольно у многих детей воспитывают пренебрежительное отношение к труду физическому и стремление любой ценой избежать его. Во-вторых, без умения трудиться полноценное развитие не достигается. Такое умение создается, прежде всего, разумным воспитанием в семье. Привычка работать руками не возникает сама собой. Она складывается только в процессе самой деятельности. И никакая специальная профессиональная ориентация на профессии «потом», при выпуске из школы, не поможет, если взрослые не воспитали в нем привычку работать собственными руками.

  С чего же надо начинать воспитание положительного отношения к труду? Прежде всего, найти для ребенка в доме постоянное и нужное занятие, закрепить за ним ответственные обязанности. Казалось бы, об этом знают все, но многие всерьёз не принимают. Надо приучать детей не только вымыть за собой чашку и застелить постель. За собой чашку вымыть – это ведь, в конце концов, для себя. А вот каждый день ходить за хлебом, молоком, подметать полы, помогать с младшим братом – совсем иное дело. Это значит работать, что называется, всерьёз, с определенной долей самостоятельности. Таким образом, если мы не хотим растить белоручек, нам нужен труд детей в семье. Конечно, труд посильный, преследующий определенные нравственные цели и способствующий нормальному развитию ребенка в сочетании с учением и игрой. В сочетании с тем, что получает ребенок, это способствует воспитанию трудолюбия, пониманию того, что нельзя жить не работая.

   Здесь не надо бояться внедрения в сознание детей экономической необходимости трудиться, материальной заинтересованности – в связи с бюджетом семьи и интересами общества в целом.

    Правильно определить обязанности в семье – значит создать нормальные отношения между ними и возможность приучать к труду младшее поколение.

   К сожалению, не все родители осознают, сколь велико воспитывающее влияние труда на формирование характера человека, даже когда ребенок имеет ограниченные возможности здоровья. Нельзя забывать, что ребенку надо научиться работать руками и прививать желание работать. Поэтому домашние дела – прекрасная тренировка для ребячьих рук.

Используемая литература:

1.Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006

2. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009

3. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.- М.: Аркти, 2007

 

Категория: Лекторий для родителей | Добавил: Luba (20.01.2019)
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Летняя программа
Стартап-проект
Дист.обучение
Год памяти и славы
Растим детей
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020