Размер шрифта: A AA
Воскресенье, 05.07.2020, 01:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Лекторий для родителей

Роль семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации.

Роль семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации.

      Семья для человека - наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике. Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни, на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

      Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок,  способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависит успешность его развития. Если ребенок в семье не желателен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение.

      Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья делает семью «особой». Семья ребенка с нарушением развития имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка.    Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.

Трудности, с которыми сталкивается семья,  мы будем рассматривать исключительно через проблемы детей.

      Одна из серьезных проблем – окружающие, к сожалению, не всегда толерантно (т.е. с пониманием принимают) относятся не только к самим детям с особыми  потребностями, но и к их родственникам. В этом случае важно найти людей, которые понимают их, не осуждают, а поддерживают, относятся с пониманием. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка.

   Другая проблема – часто родители отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, в связи с этим возникают конфликты с окружающими, с педагогами, с самим  ребенком. В этом случае необходимо принять ситуацию, и ребенка таким, какой он есть.

     Ещё одна из семейных проблем - возникновение конфликтов по поводу воспитания, обучения ребенка с ограниченными возможностями, при этом могут осложняться отношения между супругами, родственниками, что сказывается на самом ребенке. Здесь конечно необходимо строить адекватную семейную атмосферу, адекватное отношение к своему ребенку, что поможет сохранить семью и её функционал.

     Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

         Нередко родителям недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической помощи, потребности поделится с другими своими сомнениями и трудностями. Члены гармоничных семей, в большинстве своем, не замыкаются рамками отношений только между собой, а имеют друзей, у них есть свои интересы, любимые занятия. Эти связи являются источником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем. У детей, как и у взрослых, также появляются друзья вне семьи, дети с ранних лет приобщаются к любимым занятиям, растут уверенными в себе, у них проявляется более рельефно чувство собственного достоинства, возникает более широкий и устойчивый диапазон интересов. К сожалению, у многих родителей детей особой заботы существует тенденция сужения круга знакомств. Они пытаются «уйти» от своих проблем, постоянно испытывают психологическое напряжение, чувство безысходности, подозрительность и недоверие к другим людям, они замыкаются в себе. Таким родителям необходима «психологическая разрядка», необходимо на короткое время отвлечься от семейных проблем, провести его вне семьи, после чего может наступить определенное облегчение, вернуться уверенность в своих силах и мир предстанет в более привлекательном свете.

    Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Одной из таких проблем является реализация потребностей ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками. Рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией. В раннем возрасте контакты с другими детьми налаживаются более эффективно, адаптация происходит  безболезненно и быстро. Однако ребенку нужно помочь в установлении этих контактов, наиболее приемлемой является игровая деятельность. Используя этот прием, родитель может организовать такие игры, в которых ребенок не будет чувствовать себя беспомощным. Участие в таких играх здоровых детей поможет особому ребенку обрести уверенность в себе и завоевать определенный авторитет в детском сообществе.

     Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Но не во всех семьях могут справиться с навалившимися проблемами самостоятельно, им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут быть полезными специалисты школы, такие как социальный педагог, педагог-психолог.

Используемая литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.,Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г

2. Василькова ЮВ., Василькова Т.А. Социальная педагогика, М., 2000

3. Коробейников Л.. Нарушения развития и социальная адаптация. /И.А.Коробейников - М: ПЭРСЭ, 2002

4. Отечественный журнал социальной работы. М.,2004г, №4

 

 

Категория: Лекторий для родителей | Добавил: Luba (09.04.2015)
Просмотров: 1103 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
Летняя программа
Стартап-проект
Дист.обучение
Год памяти и славы
Растим детей
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020