Размер шрифта: A AA
Вторник, 07.07.2020, 03:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Лекторий для родителей

Формирование у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания.

Общешкольное родительское собрание

21.02.2017

Социальный педагог Л.Н.Шатило

Формирование у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания.

   Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является привитие нашим школьникам общечеловеческих и национальных ценностей, положенных в основу прав и свобод человека и гражданина.

     Права едины для детей и взрослых. Поэтому одна из главных задач педагогического коллектива доступно разъяснить права ребенку, донести до них смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их содержания.

       Но как бы серьезно, ни продумывались формы воспитания в образовательной организации, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержке и активного участия родителей в этом педагогическом процессе. Только совместные усилиями педагогического коллектива и родителей, используя знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам нравственного поведения.

      В начале учебного года на каждый класс составляется социальная карта класса, (составляют её классные руководители с ваших слов, а обрабатывает социальный педагог), из которых видно, что образовательный и культурный уровень семей возрастает. Но не смотря на это, взрослые члены семьи (это не только мать и отец, но это и дедушки, бабушки, в некоторых семьях тети) не всегда имеют достаточные педагогические знании, не умеют устанавливать правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о развитии его личности.

      В моей практике встречались случаи, когда права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми, и ведь это не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, но есть и другие способы, которыми взрослые калечат тело ребенка. Но это и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят душу ребенка. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимого количества пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

        Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья- 50%,

СМИ – 30%;

Образовательные учреждения – 10%,

Улица – 10%.

         Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки получает ребенок все-таки в семье. Его первые учителя и воспитатели – это родители. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются дальнейшие жизненные планы и идеала человека.

       Простой пример: пришел в школу мальчик, уже со сложившимися стереотипами поведения на основе поведения отца (повышенный голос, использование нецензурной речи, размахиванием кулаками при разрешении любых проблем), как вы думаете, как он будет вести себя в классе?

       В этот же класс приходит другой мальчик. У него в семье – другая ситуация: его все очень любят, все за него выполняют, (выполняют быстро и беспрекословно все его требования, желания). Как вы думаете, подружиться ли эти два мальчика? На первом этапе конечно вряд ли. Причем, неизбежны конфликты. Родители первого мальчика будут возмущены поведением первого мальчика, говорить о несостоятельности, не профессионализме педагогического коллектива, и даже о выведении этого мальчика из класса, и даже из школы. Но при этом, родители, забыли о правах этого мальчика, он также имеет право обучаться, и обучаться именно в этой школе, потому что именно это учебное учреждение выбрали его родители. Как и родители второго мальчика. Почему вы, дорогие родители, когда говорите о возникшей проблеме, не всегда ведете себя некорректно. А ведь если посмотреть на мальчиков отдельно, то, что в первом случае, что и во втором случае, оба мальчика нуждаются в коррекции нравственного воспитания, которое невозможно изменить мгновенно, или даже в течение дня, недели, месяца. Почему вы об этом забываете.

       Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности, у Вас, дорогие родители:

- отсутствие у родителей единых требований и четкой линии в методах воспитания;

- слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку;

- неоправданная идеализация ребенка (мой ребенок самый, самый…);

- чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания (помните, что крайние меры наказания это ремень , а рука по лицу – это оскорбление). Мудрецы говорили: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет учить, будучи взрослым;

- нетребовательность в отношении детей (попустительство);

- перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка ( детсад, школа, полиция,..);

- отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более окружающих);

- неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;

- ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки, это и касается ссор родителей и родителей детей).

   Отчуждение родителей от детей начинается с самого раннего возраста. Детям не пели колыбельных песен, не рассказывают сказки, не читают книг. Ещё маленький ребенок становится потребителем навязчивой и даже агрессивной телерекламы. Часто остаются один на один с телевизором. Подвергаются наказанию, смысла которого не понимают: вчера разбросал игрушки и ничего, а сегодня разбил кружку и нашлепали по попе.

    Семейное воспитание должно строится на равноправии, а не на подчинении одних людей другими ( если я отец - я всегда прав, или если я старше всех – я прав всегда.)

   Родители должны стремиться, чтобы основой формирования личности подрастающего ребенка стало воспитание уважительного отношения к закон. (Давайте вспомним правила перехода улицы: если все не будут соблюдать это правило, трудно представить, что может произойти. И второй момент, ясно, что не все законы совершенны, но почему-то, когда нас с вами грабят, бьют, обманывают, мы обращаемся с вами к законным представителям соблюдения правопорядка – полиции), к правам других людей, каждого человека ( уважительное отношение к правам другого ребенка – это одно из самых сложных в школе, в детской среде, большая часть думает о своем комфортном состоянии, не считаясь с теми, кто рядом, будь то сверстник, педагог или другой родитель), деликатность, вежливость и дисциплинированность - ну согласитесь, что это идет из семьи. А педагогический коллектив занимается корректировкой, перевоспитанием, а ведь этот процесс гораздо сложнее, а если ещё и отсутствует помощь со стороны родителей, то этот процесс усложняется и становится более длительным.

    В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок проводит за телевизором или компьютером. Это ж удобно, ребенок занят и хорошо, ни кому не мешает. А ведь именно в детских играх ребенок приобретает, закрепляет жизненный опыт, знакомится не только со своими правами, но и с правами окружающих его людей, учиться уважать и ценить отношения людей друг другу. Если родители школьников среднего и старшего звена думают, что их это не касается, то они очень заблуждаются. Играть с детьми, учиться вести себя во время игры – это присутствует всегда, только, при взрослении детей, игры становятся другие. Если вам не нравится слово игра, давай те, назовем это совместной деятельностью, проведением совместного досуга. Здесь ключевое слово – совместно, т.е показать, как, рассказать и направить, вот ваша роль, дорогие родители.

    Часто во многих капризах и шалостях ребенка вы повинны сами, потому что во время не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей своего развития и характера.

    Для себя мы с вами должны, определиться: каким мы хотим вырасти ребенка? Кто из вас хотел бы видеть своего ребенка злым и жестоким? Вот поэтому необходимо категорически запретить бить и обижать других людей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не желательно покупать всевозможных чудовищ. Аккуратно использовать такую игрушку, как пистолет. Если играем с пистолетом, автоматом то это лучше солдаты, армия, а не грабители и разбойники, учить их не целиться в человека. Не играть в такие игры, где у нас бьются и ломаются машины. Такие игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки – персонажи добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры. Не давать возможность смотреть фильмы – ужасы, убийства, безобразные американские мультики, а обратиться к добрым детским книгам и игрушкам. Читайте, играйте, рисуйте, лепите, конструируете вместе со своим ребенком. Учите его понимать, «что такое хорошо, что такое плохо». Играйте на тему «Своё – чужое», « как можно помочь другу?», «мои права и обязанности».

     Не жалейте времени на своего ребенка, ведь давно известно, что легче научить изначально правильно, чем переучивать в дальнейшем.

   И в заключении хотелось, напомнить всем присутствующим о том, кто является законным представителем ребенка и с кем по закону должны общаться администрация и педагогический коллектив школы, и решать любые вопросы, связанные с ребенком. К вам вопрос дорогие родители: Кто является законным представителем ребенка? Совершенно верно – это мать или отец, или опекун, официально назначенный органами опеки и попечительства. Но, ни в коем случае, ни бабушки, дедушки, старшие сестры, братья. Дорогие бабушки, дедушки, сестры и братья могут осуществлять сопровождение своих маленьких родственников, только с письменного согласия родителей. Бабушки, дедушки и совершеннолетние братья и сестры могут выполнять определенные действия в отношении своего несовершеннолетнего школьника по нотариальной доверенности, где четко и достаточно ясно прописывается, в какой конкретно области могут осуществляться действия связанные с несовершеннолетним ребенком ( если родители болеют, находятся на длительной реабилитации, уехали на работу в другую область и т.д.).

    Особенно обидно видеть, когда на общешкольном или классном собрании присутствуют старшие сестры или братья, которые сами являются несовершеннолетними. Дорогие родители, но не смогли вы придти на родительское собрание, договоритесь о встрече с классным руководителем и узнайте сами лично о тех вопросах, о которых шла речь на собрании.

     Знание и понимание прав ребенка всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и образовательного учреждения.

Используемая литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
  2. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы./Изд.-2.Москва «ВАКО», 2005 г.
  4. Формирование правовой культуры дошкольников и их родителей в процессе совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО : Из опыта работы городской инновационной площадки. Сост. Е. Г. Подоляк, О. Т. Юрчак — Переславль- Залесский : МУ ЦОФ, 2015. — 88 с.
  5. Соловьёва, Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка – М.: «АРКТИ», 2005 – 88 с.

 

 

 

Категория: Лекторий для родителей | Добавил: Luba (26.02.2017)
Просмотров: 1289 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
Летняя программа
Стартап-проект
Дист.обучение
Год памяти и славы
Растим детей
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020