Размер шрифта: A AA
Вторник, 07.07.2020, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Шатило Любовь Николаевна » Лекторий для родителей

Этика и эстетика в быту и поведении старшеклассников

Этика и эстетика в быту и поведении школьника.

Вежливость ничего не стоит, но приносит очень много.

(Русская народная пословица)

      О культуре почему-то постоянно забывают и лишь время от времени вспоминают, например, в переполненном людьми транспорте, когда агрессивно кому-либо наступают на «любимую мозоль» или толкаются, либо в разгоряченных эмоциями аудиториях, и как следствие, отмечают отсутствие культуры или, по крайней мере, то, что под ней понимает каждый. Культура – это большой дефицит, который болезненно ощущают подростки, трещит по швам устоявшееся общественное сознание, а следовательно, и эстетическое. Культура – это воспитание. А воспитание – то и сформированное сознание, и культура общения, поведения, поступка. В процессе формирования личности особое значение и меет и воспитание эстетической культуры, так как в ней закреплены отобранные человеческим опытом нормы взаимодействия между людьми, выражены нравственные правила общения. Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий детей на нравственные ценности.

      В каждой семье царит свой дух жизни. И выйдя из дома, придя в школу, на работу, находясь в общественных местах, транспорте, магазине, вступая в контакт с людьми, человек привносит заложенные дома привычки в стиль общения, проявляет себя на определенном уровне культуры. Хорошие манеры – это, прежде всего, отсутствие дурных манер, дурных привычек. Взрослые должны помнить, что ни один их жест, слово, манера не проходит для ребенка бесследно и со временем отзовется на формирование его личности. Сын или дочь являются как бы зеркалом семейных традиций и манер поведения. Если родители сами постоянно благодарят ребенка или друг друга за помощь или услугу ( пусть это будет мелочь), если не забывают извиниться за причиненное, даже незначительное неудобство; если обращаясь с просьбой , они всегда добавляют «пожалуйста», если в семье приносят спокойный, доброжелательный тон, можно быть уверенным, что ребенок усвоит все это сам и станет поступать так же. Если же родители требуют от своих детей слов вежливости только в особо торжественных случаях, в основном в общении с чужими, то они будут просто стесняться их употреблять.

      Этикет – это установленный порядок поведения и форм выражения доброго отношения к людям. Родители должны помогать разбираться детям в том, что должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного поведения. По тому, кто как стоит, ходит, сидит, держит руки и ноги, мы можем судить об уважении или пренебрежении к окружающим. В подростковом и старшем возрасте требования к культуре поведения возрастает.

    Семья оказывает воспитательное воздействие на культурный облик не только беседами, разговорами, но и культурой своего быта. Не прививает хорошего вкуса детям обилие в комнате громоздких вещей, не соответствующих друг другу по стилю; избыток вышитых салфеток, бумажные цветы, грязь в углах, под кроватью, на книгах и занавесках. Родителям необходимо заботиться о культуре быта, стремиться помочь детям постепенно накапливать как можно больше хороших привычек культурного поведения, необходимых в жизни на каждом шагу.

      В старшем школьном возрасте разъяснение сущности и значения внутренней культуры поведения приобретает такое же первостепенное значение, как и многократные упражнения в правильном поведении. Метод убеждения, личный пример в сочетании с требовательностью и контролем – путь воспитания у детей внутренней дисциплины, внешней и внутренней культуры. Поступай так, чтобы это было удобно не только тебе, но и людям, и в первую очередь им, - вот тот принцип, который должен лечь в основу воспитания.

    Подчинение определенным правилам поведения облегчает общение между людьми, их взаимопонимание, помогает человеку ориентироваться в обществе. Особенности речи, родного языка также связывают нас с окружающими, служат показателем нашей культуры, воспитанности. Полезно вместе с ребятами подвергать анализу типичные формы речевого жаргонного общения, убедительно показывать ненужность их употребления. Непременное условие беседы, которое нужно учитывать в процессе семейного общения, – умение выслушать собеседника. Старшеклассников нужно учить внимательности в разговоре, тактичности по отношению к собеседнику.

     Привлекательными, милыми, обаятельными могут быть практически все люди. Из чего же складывается наша внешность? Это конечно физический облик – особенности сложения, цвет кожи, волос, глаз, тембр голоса и пр. – то, что мы получаем от природы. Наша внешность зависит от осанки, походки, жестикуляции, мимики, особенности речи. Завершает оформление внешности одежда, прическа, косметика, украшения. Культура человека проявляется в манере одеваться. Вкус – это прежде всего умение взять из моды то, что вам больше подходит. Уважительное отношение к вкусам других и требовательность к себе – важная традиция этикета. Надо учить их не только смотреть, но и видеть. Причем не столько других, сколько себя, понимать, чем он отличается от остальных, выбирать то, что подходит ему больше всего.

    Культура быта. Культура быта не ограничена только стенами вашей квартиры. Это культура вашего дома и вашего образа жизни. К сожалению, есть ещё люди, которые под культурой быта подразумевают только чистоту и красоту своих жилищ и не беспокоятся о чистоте и порядке в общественных зданиях, в садах, парках и на улице. О какой культуре может идти речь, если взрослые не запрещают детям писать на стенах домов и заборах, топтать газоны, рвать цветы, ломать деревья? Одним из основных условий культуры быта является соблюдение санитарных правил, порядок и высокоразвитое чувство красоты.

Используемая литература:

1. Аршавская Н.М., Щербакова Л.С. Мода, вкус, красота. – М.,2002

2. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. – М., 2003

3. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. - Рязань: Зёрна-Слово, 2014г.

 

Категория: Лекторий для родителей | Добавил: Luba (14.03.2019)
Просмотров: 856 | Рейтинг: 1.0/1
Новое на сайте
Летняя программа
Стартап-проект
Дист.обучение
Год памяти и славы
Растим детей
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020