Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 08:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Рева Татьяна Васильевна » Педагогам

Пути коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков

Пути коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков

          Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема отклоняющегося поведения детей и подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонением в поведении.

           Подавляющее большинство детей с отклоняющимся поведением  испытывают трудности социальной адаптации. Затруднения взаимодействия с социальной средой  приводит к отклонениям в поведении и одновременно, это влечет за собой трудности в обучении и общении.

    Отклоняющееся поведение (девиантное поведение) - это поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

     В научной литературе широко обсуждается проблема  отклоняющегося поведения детей и подростков. Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение, как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам. Другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм.

        Выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский утверждал, что природа отклонений поведения «…большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка».

      Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

● Отклонения, не являющиеся нарушением общепризнанных этических норм.

● Нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями.

● Поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства

● Отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими факторами, заболеваниями

Первыйотклонения, не являющиеся нарушением общепризнанных этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии.

Второй- нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, проявление жадности, эгоизма, замкнутости, жестокости и.т.д.

Третий- это поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства.

Четвертый–отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями.

    Нарушения поведения проявляется в социально неодобряемых формах поведения.

1. Непослушание, ложь, воровство- 10%;

2. Агрессивность, драки, ссоры- 15%;

3. Отказ от учебы, сквернословие -20%;

4.  Уход из дома, употребление алкоголя -25%;

5. Разрушительные действия, курение -30%.

 Характерные, черты подростков с отклоняющимся поведением выделил:

-- отвращение к школе;

-- вражда к учителю;

-- интерес к ярким впечатлениям улицы;

-- склонность к азарту;

-- неумение и нежелание подчинятся  режиму и существующим   правилам в школе, с демонстрационным нарушением их;

-- грубые, дерзкие и циничные выходки.

Отклоняющееся поведение с точки зрения возрастного подхода.

 

Четыре стадии отклоняющегося поведения

 

1 стадия

Дошкольный период возникновение предпосылок педагогической запущенности.

 

2 стадия

Учащиеся младших классов  начальная форма отклонения в поведении.

 

 

3 стадия

Младшие подростки (4-6 классы)  проступки, связанные с нарушением норм жизни коллектива

 

4 стадия

Подростки (7-9 классы)  появление устойчивых признаков асоциального поведения

 

1 стадия соответствует дошкольному периоду и определяется, как стадия возникновения предпосылок педагогической запущенности. Доминирующие  в этой стадии является недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимания, усидчивости, памяти), слабая подготовка к школе.

2 стадия характерна для учащихся младших классов и проявляется как начальная форма отклонения в поведении.

3 стадия младшие подростки, проступки связанные с нарушением норм жизни коллектива.

4 стадия подростки, появление устойчивых признаков асоциального поведения

  Среди причин отклонения в поведении можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.

  Проблемы социального характера проистекают из разного уровня благополучия семей.

  Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей. У многих детей отмечаются признаки невротизации, а у части- выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с неблагополучием семьи.

  Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Все это становится причиной агрессивности, жестокости, грубости.

  Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с педагогической запущенностью детей и подростков.

Медицинские - проблемы здоровья, патологические отклонения в развитии.

Социальные - неблагоприятная семейная обстановка.

   
 
 

Причины отклоняющегося поведения

 

Психологические

--психическая депривация;

--эмоциональная депривация;

--коммуникативная   депривация

 

Педагогические

- педагогическая запущенность;

- вражда с учителем.

       Ближайшим социальным окружением детей и подростков,  являются родители, педагоги, психологи. Им принадлежит ведущая роль в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения. Взаимодействие специалистов имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении; прогнозирование развития личности ребенка и организацию работы по коррекции отклонения в поведении.                       

 Формы работы с родителями по профилактике и коррекции отклонений в поведении

     Работа с родителями, семьей представляет собой очень важ­ный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности .  Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведе­нии детей и подростков, поэтому работа по профилактике и коррекции этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.

      Целью работы с родителями являются профилактика и кор­рекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков.

Задачи работы с родителями:

• осуществление информационно-просветительской рабо­ты с целью профилактики дисгармонии семейных отно­шений и нарушений в семейном воспитании;

• осуществление диагностической работы с целью выявле­ния типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отноше­ний в целом;

• осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании..

   Проблему отклоняющегося поведения следует решать комплексно:

   * воздействуя на все сферы личности ребенка (волевую, мотивационную, эмоциональную);

   * охватывая все сферы его жизнедеятельности (образовательные учреждения, дополнительные образовательные учреждения, формальные и неформальные группы);

  * привлекая к взаимодействию педагогов, психологов, представителей правоохранительных органов, бизнеса; 

 * профессионально используя многообразие методов и средств диагностики, профилактики, коррекции и адаптации отклоняющегося поведения детей и подростков.                              

    Большую роль играет работа по коррекции поведения детей и подростков во внеурочное время. В повседневной практике педагогам приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. Это    происходят в совместной целенаправленной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуществляются развитие личности ребенка, его образование и воспитание.

   Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что  детям с отклонением в поведении,  предоставляется возможность удовле­творить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным други­ми. В ходе   внеклассной работы,  попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

      Поскольку деятельность является ведущим средством формиро­вания личности, то методами коррекции целесообразно считать- те способы организации и осмысления деятельности, которые изме­няют к лучшему ребенка и способствуют исправлению поведения.

    Выделяют группу методов, направленных на исправле­ние отклоняющегося поведения личности:

Метод разруше-ния отрицатель-ного типа харак-тера

 

 

Методы педагогической коррекции

 

Метод «взрыва» и метод реконструк-ции характера;

 

Метод предупре-ждения отрица-тельного и сти-мулирования    по­ложительного поведения:

а) поощрения и наказания;

б) соревно­вания;  в)положительной перспективы

 

Метод перестройки мотивации-онной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств    и недостатков

б) переориентировки самосозна-ния;

в) переубеждения;   

г) прогнозирования отрицатель-ного поведения;

 

 

Метод перестрой-ки жизненного опыта:

а)предписания;

б) ог­раничения;

в) переучивания;

г) переключения;  

д) регламентации       образа жизни;

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

     Используя  метод реконструкции, происходит ликвидация отрицательных черт личности. При доста­точном уровне общего развития ребенка целесообразно частичное изменение его личности, т.е. реконструкция, перестройка харак­тера. Этот метод включает в себя следующие элементы педагоги­ческой деятельности:

1) Выявление положительных качеств ребенка, которые на­до использовать в процессе перестройки характера;

2) Прогнозирование положительного развития личности ребенка на основе выявленных позитивных тенденций его пове­дения, образа жизни;

3) Восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными об­стоятельствами;

4) Видоизменение тех отрицательных свойств, которые ребенок считает положительными.

    Главное то, что в методе реконструкции особое внимание уделя­ется нахождению в нравственном облике подростка точки опоры, которая может стать исходным направлением изменения, переори­ентации и в конечном итоге реабилитации личности несовершенно­летнего. Для этого требуется создать у ребенка и подростка соб­ственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно независимо от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.

    В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы: задерживающие, тормозящие ход отрицательного разви­тия личности ребенка и создающие, содействующие разви­тию положительных качеств личности, помогающие скорректиро­вать отрицательную направленность. В опыте специалистов выявлены прие­мы, которые протекают почти незаметно для детей ,.они названы вспомогательными.

Созидающие приемы:

- содействующие улучшению взаимоотношений между педагогами и детьми, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство);

-- способствующие повышению успеваемости ребенка;

-- вовлекающие ребенка в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собствен­ные силы, вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственные упражнения);

--  строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ребенка (опосредование, «фланговый» подход; активизация сокро­венных чувств воспитанника).

Тормозящие приемы:

-- проявляется власть педагога (констатация поступка; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; воз­буждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возму­щения; выявление виновного);

-- открытое воздействие (параллельное педагогическое дей­ствие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, раз­венчание, немое недоверие, организация естественных послед­ствий).

Вспомогательные приемы:

-- организация внешней опоры правильного поведения;

-- отказ от фиксирования отдельных поступков.

   Организуя и проводя коррекционную работу с подростком, используя методы и приемы педагогического воздействия на него, ^необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать, как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

   В целях увеличения положительного влияния на  подростка, усиления коррекционного воздействия можно использовать следующие педагогиче­ские приемы:  доверие, активизация, приучение, контрастность, поощрение, одобрение, стимулирования, осуждение, критика, недоверие.

1.Доверие - подросток выполняет наиболее значимое обществен­ное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

2.Постепенного приучения к деятельности на общую пользу -поручения повторяются, усложняются и мотивируются их обще­ственной значимостью;

3.Поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять обществен­ную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отно­шения к нему окружающих;

4.Недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной

оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем са­мым к самокритике;

5.Отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы - коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

6.Осуждения безнравственности эгоистических установок и взгля­дов подростка;

7.Переключения критики на самокритику, побуждающей подрост­ка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих

8. Включения подростка в коллективные общественно значимые ви­ды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совмест­ным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

   Силь­ным фактором в изменении личности и характера поведения подро­стка, является позиция подростка к самому себе. Только при личной заин­тересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком. Эти приемы следующие:

1)Мобилизации внутренних сил подростка на выполнение зада­ния - перед учащимся раскрываются его возможности, умения, не­обходимость предстоящей работы лично для него;

2)Активизации (создания) целевой установки - с подростком раз­рабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качест­венно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

3) Контрастности - от регулярных неудач в деятельности подво­дить подростка к первым значительным успехам в ней;

4) Стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия - предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

5)Требовательного доверия - подчеркивается неизбежность вы­полнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надеж­да на то, что подросток эту деятельность осилит;

      Для эффективной  коррекционной работы  с детьми и подростками по формированию адекватного поведения необходим комплексный    подход.  Результат будет зависеть от умелого сочетания как прямого, так и опосредованного воздействия на ребенка Взвешенное сочетание индивидуального и комплексного педагогического воздействия, применение различных форм и видов деятельности, использование специальных методов и приемов, в коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с отклоняющимся поведением усиливает результативность. Помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении, реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимы.

 

 

 

 

 

Категория: Педагогам | Добавил: Luba (08.04.2015)
Просмотров: 5875 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020