Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 08:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Рева Татьяна Васильевна » Педагогам

Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью

Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью.

       Начало 21 века отмечено в России повышенным интересом специалистов к проблемам современной семьи. Внимание к проблеме семьи обусловлено, во многом, значительными трудностями, которые испытывает этот институт. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким образом, государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало решительный шаг в сторону гуманизации общества. В связи с созданием нормативной базы меняется статус ребенка с отклонениями в развитии здоровья и появляются новые возможности решения   их проблем.  

    В соответствии  с Российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный  Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС), обеспечивается созданием   в образовательных учреждениях  специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

    Реализация требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) потребовала обновления содержания образовательной работы нашего учреждения. В связи с этим особую важность приобретает проблема организации психологической работы в учреждении, в котором обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью.

     Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями учащихся, которая поможет им понять свои воспитательные успехи и неудачи и возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком. В нашей школе важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка имеет два аспекта деятельности: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Целью психологической  поддержки является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, формирование педагогической компетентности родителей и создание системы психолого-педагогических условий, способствующих урегулированию детско-родительских отношений.

Одним из связующих звеньев данной системы сопровождения являются родители.

При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:

-  формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

- развитие детско-родительских отношений;

- совершенствование коммуникативных форм поведения;

- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.  

         Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако главная роль в этом процессе принадлежит педагогу-психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Свою работу я осуществляю по следующим направлениям: диагностическое, консультативное, просветительское, профилактическое и коррекционно-развивающее.

       Диагностическое направление включает в себя проведение диагностики обучающихся    по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи, психологического климата в семье, выявлению типа воспитания для прогноза влияния моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей.

       Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным видам деятельности педагога-психолога, определяя содержательную основу их реализации. В психолого-педагогическом заключении по результатам диагностики отражаются следующие моменты: характер взаимоотношений между членами семьи, особенности внутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, причины, дестабилизирующие адекватное психофизическим возможностям развитие ребенка. Кроме того, заключение включает рекомендации педагога - психолога по преодолению имеющихся в семье проблем для ребенка и для родителей отдельно. Диагностическое направление осуществляется мною и в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Результаты обследования заносятся в индивидуальную карту развития обучающихся и на основе этих данных составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. После проведенных диагностических мероприятий педагог-психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах.                                              

       Для проведения диагностики я использую следующие методики: определение родительских отношений А.Я.Варги, В.В. Столина, диагностика особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям Р.В.Овчаровой,   рисуночный тест «Рисунок семьи». Для выявление вопросов, связанным с осуществлением воспитания и обучения детей с умственной отсталостью регулярно проводится анкетирование родителей.

     Помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ оказывается и на консультативном   уровне. Психологическое консультирование включает в себя проведение групповых и индивидуальных консультаций. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам диагностического обследования имели низкий уровень сформированности универсальных   действий и испытывали трудности в обучении. 

       В нашей школе  консультативная функция реализуется в виде оформления стендовых консультаций, выпуска буклетов, памяток, тематических выставок и имеется страничка для родителей на сайте школы.  В помощь родителям на базе нашей с 2012 года работает консультативный пункт (по субботам), прием ведут специалисты школы: педагог-психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед, социальный педагог.                                                                                                                

       В системе психологической работы с семьей нашей школы - это новая форма комплексного консультирования родителей совместно с детьми.

    В профилактическо-просветительском направлении широко проводятся психо-тренинги, семинары – практикумы, собрания и конференции.  Одна из новых форм работы с родителями -  создание родительского клуба «Школа доверия». Формы встреч в родительском клубе разнообразные: дискуссии,  занятия с элементами тренинга,  совместные занятия родителей и детей. Активные члены клуба поощряются благодарственными грамотами от администрации школы. Данные формы работы позволили выявить трудности, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье, выработать правильное отношение к особенностям развития своего ребенка; научиться делать самооценку своих педагогических умений; настроиться на сотрудничество со специалистами школы. Консультативное и просветительское   направление   нацелено на создание   необходимого информационного   и мотивационного поля психолого–педагогической поддержки, активного включения родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно–педагогический процесс.

     Коррекционно-развивающее направление  реализуется в процессе индивидуальных и групповых занятий  с родителем и его ребёнком. Опыт работы показывает, что включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данные занятия способствуют эмоциональному сближению и адаптированны к конкретным семейным ситуациям. Развитию навыков внутрисемейной коммуникации и психической саморегуляции эмоционального состояния детей, способствует использование разнообразных психотехнических игр и упражнений. В целях эмоционального сближения родителей я провожу занятия по развитию навыков внутрисемейной коммуникации и психической саморегуляции.

        Вспомогательным звеном системы психологической поддержки нашего учреждения   является функционирование темной сенсорной комнаты, где используется методика нервно-мышечной релаксации как эффективного средства саморегуляции эмоционального состояния.  Родители охотно обучаются данной методике.

        В нашей школе в рамках внедрения ФГОС образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы получили возможность приобретения игрового комплекта «Пертра» и световых песочных столов. Большой популярностью среди родителей и детей  пользуется методика работы с песком (пескотерапия).                                                                                

     Несмотря на заметные трудности, которые мы испытываем в психологической деятельности с семьей, в большинстве случаев мы отмечаем заметное изменение отношений родителей к ситуации, в которой оказалась семья в связи с рождением такого ребенка. Постоянное взаимодействие со специалистами школы, в том числе педагога-психолога, общение с семьями других детей повышает уверенность родителей в своих силах и способствуют снятию их тревожности, снижают уровень стресса у родителей, способствуют формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.

       Как показывает опыт,  семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи.  

     С помощью совместных усилий педагогов, специалистов школы и родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, готовности социума к оказанию поддержки таким семьям, возможно, достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.         Я, как педагог-психолог нахожусь в постоянном творческом поиске, и каждый год корректирую направления и планирую свою деятельность с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

 

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва, издательство «Эксмо», 2014
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт образование обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). Приказ МО РФ № 1599 от 19.12 2014г
  3. Рекомендации Министерства образования  и науки Российской Федерации о совершенствовании  деятельности ПМПК ( письмо МО от 23.05.2016 № ВК-1074/07
  4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. - Академия ,2000. -212с.
  5.  Семаго M.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.:  Изд. – во «АРКТИ» 2005-336с.
  6. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб. Речь, 2001.
  7. Петрова В.Г. Психология умственно отсталого школьника. М.;  Издательский центр «Академия» ,2004-160с.
  8. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на  присутствие в семье ребенка – инвалида. // Мир психологии. 2003.№3,45с.  
  9. Р.В. Овчарова. Справочная книга социального педагога , ООО «ТЦ Сфера», 2001, с.428                                                                                                  

          

                                                                  

   

Категория: Педагогам | Добавил: Luba (23.10.2016)
Просмотров: 1875 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020