Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 07:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Рева Татьяна Васильевна » Педагогам

«Плохое» поведение детей. Почему это происходит?

1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ КАК ЦЕЛЬ «ПЛОХОГО» ПОВЕДЕНИЯ

Очень часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих, но эти дети все время стремятся быть в центре внимания и никогда не бывают удовлетворены получаемым вниманием, требуя все больше и больше.

Природа поведения, направленного на привлечения внимания

а) с детства ребенок понимает, что как только он начинает себя плохо вести, то сразу же привлекает внимание (разбив вазу, ребенок получает сразу больше внимания, чем за целый день нормального поведения)

б) никто специально не учит ребенка, как просить внимание в приемлемой форме (потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье с точки зрения физиологии; но если детей учат просить пить и есть, когда они голодны или испытывают жажду, то просить внимание, когда они «психологически голодны», их никто не учит)

в) чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечения внимания в школе

2. ВЛАСТЬ КАК ЦЕЛЬ «ПЛОХОГО» ПОВЕДЕНИЯ

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Они могут применять различные тактики: делать все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени, сдавать незаконченные работы, шуметь в то время, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку.

Однако властолюбивцы не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти.

Активная форма поведения

а) вспышки негодования (хамят, кричат, не желают ничего слушать)

б) демонстрируют «синдром адвоката» (разговаривают в очень дружеской и вежливой манере, но предлагают абсолютно нелогичные обоснования своего плохого поведения)

НАПРИМЕР: Можно я не буду делать самостоятельную, а то уже мало времени осталось

Можно я не буду отвечать сегодня? Я же уже отвечал на прошлом уроке, Вы же видели, что я знаю тему!

Пассивная форма поведения

а) тихое непослушание (ученики избегают «сцен», они улыбаются учителю и говорят то, что он хочет услышать, а затем делают то, что сами хотят)

б) оправдание ленью («Я не сделал домашку, оказалось, что я слишком ленив. Но я буду с этим бороться. Честное слово!» - подобная самокритика и искренность может производить впечатление на учителя)

в) оправдание плохим вниманием (ссылаясь на проблемы с вниманием, ученик может выглядеть растерянным и беспомощным; учитель тоже теряется, забывая о том, что все свое свободное время этот ребенок может сосредотачивать внимание на компьютерных играх)

г) оправдание забывчивостью (говоря «Я забыл!», ученик на самом деле говорит «Я отказываюсь это делать». Но ведь за забывчивость еще никого не выгоняли из школы)

д) оправдание физическим состоянием (ученик ссылается на плохое зрение, слух, внезапную головную/ зубную боль, когда ему надо выполнять требование учителя, но не жалуется, когда решает даже более сложную задачу по собственному выбору)

3. МЕСТЬ КАК ЦЕЛЬ “ПЛОХОГО” ПОВЕДЕНИЯ

Это — самый тяжелый случай для воспитания. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое учитель ответил применением силы. Да, мы, взрослые, можем поставить ребенка на место, ибо мы сильнее его и у нас есть система угроз и санкций. Однако такой способ реагирования обычно оказывается непродуктивным, так как в некоторых душах сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью. Ответ может последовать через 2 минуты, через 2 часа, 2 дня, 2 недели или через 2 года, но он обязательно последует.

Активная форма поведения

а) прямые физические акты насилия (настоящие физические раны, вплоть до удара ножом)

б) непрямые физические акты насилия (действия направлены не с самого учителя, а на то, что с ним связано: ломают школьную мебель и оборудование, могут изрезать ножом стол или стул, утащить одежду или кошелек)

в) психологические акты насилия - оскорбления и хамство (применяя этот способ мести, ученики знают тысячи фраз, смысл которых «Я тебя ненавижу». Такие психические атаки продуманны, являются способом манипулирования. Маленькие мстители, зная слабые места, выбирают слова, которые особенно больно заденут взрослого)

г) оскорбление действиями (ученики знают, что ценно, важно для учителя и подвергают атаке эти ценности)

НАПРИМЕР: ценим пунктуальность — будут опаздывать

ценим опрятность — будут ходить грязнулями

ценим вежливость — будут ругаться матом и толкать малышей

Пассивная форма поведения

Отчужденное избегание -—дети замкнуты, угрюмы, некоммуникабельны; им нравится задевать учителя своей неподатливостью.

4. ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ КАК ЦЕЛЬ «ПЛОХОГО» ПОВЕДЕНИЯ

Эти дети стараются быть полностью незаметными и потому вызывают проблемы при необходимости взаимодействовать с ними во время урока, на перемене, в столовой и т.д.

Природа поведения, направленного на избегание неудач

а) отношения по типу «красного карандаша» (взрослый указывает на ошибки и несостоятельность ребенка, не обращая внимания на его удачи и достижения)

Существует заблуждение: если указать ученику на ошибку, у него возникнет мотивация не повторить ее. На самом деле происходит обратное. Чтобы у ребенка появилось желание исправить ошибочное поведение, их внимание должно быть направлено на то, что им удается.

б) неоправданно высокие ожидания (родители или учителя необоснованно требовательны к ребенку. Ученики, осознавшие, что они не могут достичь цели, просто перестают пытаться. Им удобнее слыть ленивыми, «пофигистами», чем оказаться в разряде «тупых» или «неудачников»)

в) перфекционизм (требование от себя совершенства) (такие ученики не могут смириться с тем, что ошибка — нормальная часть учебного процесса, а потому стремятся избегать их любой ценой: они даже не пробуют себя в чем-то новом, так как отличный результат не может быть сразу гарантирован в новом деле)

г) упор на соревнование (ребенка ставят перед выбором, быть победителем или проигравшим; некоторые выбирают вообще не участвовать)

Некоторые учителя любят устраивать соревнования в ходе обучения по предмету и никто не оставляет ученику право не участвовать в соревновании, так как он не силен в этой области и заранее обречен на неудачу. В итоге ученики саботируют попытки учителя, нарушают дисциплину, уходят в себя и прекращают любые попытки хотя бы чуть-чуть улучшить свой собственный результат.

Категория: Педагогам | Добавил: Reva1542 (07.01.2015)
Просмотров: 1470 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020