Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 08:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Пушков Вадим Валерьевич » Публикации

Формирование профессиональной компетентности педагогов дефектологического профиля на этапе реализации ФГОС

Формирование профессиональной компетентности педагогов дефектологического профиля на этапе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Одной из стратегических задач современной системы образования является планомерное внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся разных нозологических групп, в том числе с умственной отсталостью. Разработка ФГОС явилась объективной необходимостью, продиктованной запросами государства и общества на повышение качества обучения детей с нарушениями в развитии. Параллельно с этим был остро поставлен вопрос о необходимости удовлетворения особых образовательных потребностей каждого ребёнка, формирования у него социальных компетенций для успешной интеграции в общество.

Теория и практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяют констатировать: выполнение требований ФГОС может быть достигнуто лишь при условии повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Педагогическую компетентность педагога принято рассматривать в качестве оценочной категории. Она позволяет охарактеризовать его как субъекта, обладающего соответствующими знаниями, качествами, способностями и навыками для решения широкого спектра профессиональных задач. Несомненно, педагогическая компетентность требует специального формирования. Это обеспечивается за счёт непрерывной многоплановой методической работы, реализуемой в коллективной, групповой, индивидуальной формах на основе достижений современной науки.

Отметим, что для выполнения требований ФГОС педагог дефектологического профиля должен быть не только знаком с инновационными технологиями обучения и воспитания, средствами коррекционно-педагогического воздействия, способами выявления особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, но и уметь использовать этот методический инструментарий в собственной практической деятельности.

Результаты оценки профессиональной компетентности педагогов (в свете требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью) позволяют указать на ряд имеющихся проблем, препятствующих повышению качества образования детей названной нозологической группы, формированию у них социальных навыков. Так, педагогические работники недостаточно владеют следующими группами профессиональных умений:

- исследовательские умения. Владение ими подразумевает наличие способности к всестороннему изучению ребёнка: его возможностей, интересов, социальных компетенций, специфических образовательных потребностей, а также ограничений, обусловленных структурой нарушения. В эту же группу следует отнести умения, касающиеся способности к анализу собственной профессиональной деятельности и деятельности коллег в соответствии с требованиями ФГОС;

- организаторские умения. В данном случае речь идёт об умениях осваивать и использовать в учебно-воспитательном процессе инновационные методики коррекционно-педагогического воздействия для овладения детьми академическими знаниями, а также технологии включения школьников в различные виды деятельности с целью обогащения их жизненных практик, совершенствования социально-коммуникативных навыков;

- проектировочные умения. Владение этой группой умений принципиально необходимо педагогу системы специального образования, который должен быть способен к планированию коррекционно-педагогической работы, к разработке специальной индивидуальной программы развития ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями, к проектированию содержания самообразования и т.д.;

- коммуникативные умения. Это умение строить конструктивное коммуникативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений, работать в команде единомышленников, делиться профессиональным опытом и приобретать его в процессе общения с коллегами.

Результаты мониторинговой деятельности позволили определить спектр приоритетных задач работы школы и управленческих решений для повышения профессиональной компетентности педагогов, а именно:

- обновление пакета нормативных документов (в том числе локальных актов) с учётом государственной политики в сфере специального образования, содержания действующих стандартов, контингента обучающихся, ресурсов школы и резервов, которыми она располагает. Это позволило упорядочить различные направления работы школы, обновить содержание внеурочной деятельности, а также содействовало сплочению педагогического коллектива, его формированию как группы единомышленников, способных к консолидации усилий для решения важных профессиональных задач;

- привлечение к решению управленческих задач всех участников образовательных отношений. Благодаря этому значительно повысилась ответственность каждого члена коллектива и родителей (законных представителей) обучающихся за принимаемые решения и способы достижения запланированных результатов. Кроме того, это содействовало обогащению социокультурного опыта детей, формированию у них положительных качеств и овладению личностными результатами, предусмотренными ФГОС;

- развитие у педагогов потребности и готовности к инновационной деятельности (в условиях индивидуальной, групповой, коллективной работы), к внедрению, а также самостоятельной разработке методик коррекционно-педагогического воздействия, средств и способов удовлетворения особых образовательных потребностей школьников с нарушенным интеллектом. Для решения этой задачи был подготовлен и проведён цикл методических семинаров и мастер-классов. Так, в процессе данных мероприятий учителя и воспитатели знакомились с передовыми системами оказания помощи семье и ребёнку с ОВЗ; моделировали процедуру и содержание психолого-педагогической диагностики школьников; выстраивали индивидуальные траектории развития учащихся с учётом их интересов, возможностей, структуры дефекта, принимая во внимание рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и запросы родителей (законных представителей). Кроме того, педагоги анализировали передовой педагогический опыт, делились собственными профессиональными находками, что содействовало успешному освоению коммуникативных умений, формированию способности объективно оценивать результаты своей работы, вносить в неё коррективы, совместными усилиями находить наиболее эффективные пути решения проблемных педагогических задач.

Резюмируя, отметим, что обновление управленческих решений, консолидация усилий всех участников образовательных отношений, методическое сопровождение коллектива, поддержка инициативных решений сотрудников школы являются залогом повышения профессионализма педагогов, условием формирования у них компетенций. Это, в свою очередь, способствует успешному внедрению и выполнению требований ФГОС для детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллектуальной сферы.

Категория: Публикации | Добавил: AdminBSV (18.10.2019)
Просмотров: 111 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020