Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Кравченко Ирина Сергеевна » Публикации

«Дневник событий жизни ребёнка» как средство формирования социальных компетенций и оценки личностных результатов обучающихся с умственной отсталостью

«Дневник событий жизни ребёнка» как средство формирования социальных компетенций и оценки личностных результатов обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) потребовало от педагогов уделить особое внимание овладению этими детьми социальными компетенциями, способностью использовать приобретённые знания и умения в самостоятельной практической деятельности. Остро встал вопрос о создании таких условий, при которых ребёнок с ментальными нарушениями сможет успешно овладевать личностными результатами, нашедшими отражение во ФГОС. При этом в современных научно-методических материалах отсутствует целостная и комплексная программа мониторинга, позволяющая своевременно выявлять и фиксировать достижения ребёнка, а на этой основе устанавливать имеющиеся проблемы и проектировать образовательный маршрут школьника с умственной отсталостью с учётом его возможностей, способностей, ограничений.

Несомненно, педагогические коллективы современных адаптивных школ для детей с умственной отсталостью испытывают потребность в новом инструменте, позволяющем отразить качественную и количественную оценку развития ученика в различных аспектах: личностном, социально-коммуникативном, когнитивном и других. Таким инструментом может стать «Дневник событий жизни ребёнка». Ценность этого дневника заключается в том, что к его заполнению привлечён не только педагог, но и сам ребёнок, а также его родители либо законные представители. Соответственно, и сам ученик, и взрослые, заинтересованные его успехами, имеют возможность активно включаться в образовательный процесс, что снижает риск формального подхода к оцениванию, а также к получению необоснованных и необъективных данных, препятствующих выстраиванию стратегии педагогической деятельности, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей школьника.

Проектируя «Дневник событий жизни ребёнка», выстраивая его модель, мы выделили в его структуре несколько разделов, а именно:

1. Раздел «Знакомьтесь, это я». В данном разделе размещается фотография ребёнка, находят отражение основные сведения о его семье, интересах и увлечениях, способах организации досуга. Вместе с родителями ученик составляет и размещает в данном разделе своё родословное древо.

2. Раздел «Я ученик». В этом разделе размещаются рисунки школьника, а также небольшие тексты на следующую тематику: «Мой класс», «Мой первый учитель», «Распорядок дня», «Я читаю». Тексты на тему «Чему я научился» целесообразно составлять как в конце каждой учебной четверти, так и по результатам учебного года. В указанном разделе дневника должны быть помещены лучшие рабочие тетради, альбомы ребёнка. Несомненно, для специалистов этот материал является диагностическим. С его помощью может быть определена динамика в социально-личностном развитии школьника с умственной отсталостью.

3. Раздел «Я и окружающие люди». В этом разделе может быть представлен социально значимый для ученика материал, в котором содержатся правила безопасности жизнедеятельности, в том числе правила поведения в опасных и стрессовых ситуациях (например, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми и т.д.). Здесь же целесообразно поместить памятки, отражающие особенности межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, этику группового взаимодействия. Кроме того, в данный раздело уместно включить перечень художественных произведений для самостоятельного и семейного чтения.

4. Раздел «Моя семья» отражает важные события жизни ребёнка, связанные с самими близкими для него людьми. Такие события касаются праздников, отдыха, прогулок, а также иных семейных мероприятий. Очень важно, чтобы представленный здесь материал был проиллюстрирован фотографиями, подобрать и разместить которые ученик сможет самостоятельно либо с помощью родителей, педагогов.

5. Раздел «Мои достижения». Этот раздел может включать лучшие, по мнению самого ребёнка, материалы, свидетельствующие о его успехах, в том числе продукты проектных работ. Здесь же размещаются грамоты, похвальные листы, благодарственные письма, которыми был награждён ученик как в школе, так и в иных организациях.

Такова в целом структура «Дневника событий жизни ребёнка», который для самого ученика является стимулом к социальной активности, включению в сложную систему общественных отношений. Накопление материалов в дневнике начинается с момента зачисления ребёнка в первый класс и завершается выпуском из начальной школы.

Изначально деятельность ребёнка, связанную с ведением и систематическим наполнением дневника, организует педагог. Именно он знакомит школьника, а также его его родителей со способами, формами размещения той или иной информации. Постепенно учителю следует увеличивать долю самостоятельности ученика: предлагать ему самостоятельно регулярно заполонять дневник. При этом данный процесс должен обязательно находиться под контролем взрослого. Как учителю, так и родителям нужно проявлять искреннюю заинтересованность содержанием жизни ребёнка, его успехами, интересами, планами и т.д.

Как было отмечено выше, для педагога «Дневник событий жизни ребёнка» диагностичен. Оценивая достижения школьника, в первую очередь, личностные результаты, учитель должен постоянно стимулировать его учебно-познавательную активность, вносить коррективы в содержание образования, способствуя тем самым обогащению социальной практики ученика. Не выставляя отметок за содержание дневника, педагог даёт качественную оценку деятельности школьника, оказывая влияние на формирование адекватной самооценки. Так, при обсуждении содержания дневника учитель обращает внимание ребёнка на качество письма и выполненных работ, на уместность выбора тех или иных способов действий, на имеющиеся, но ещё не использованные возможности. Благодаря этому можно стимулировать развитие у школьников с нарушенным интеллектом читательского интереса, побуждать к посещению музеев, театра юного зрителя, а также содействовать формированию тех или иных интересов (посещение спортивной секции, кружка, коллекционирование чего-либо, выращивание цветов и уход за ними и т.п.).

Подводя итог, отметим, что использование в практике адаптивной школы для обучающихся с умственной отсталостью «Дневника событий жизни ребёнка» позволяет интенсифицировать и повысить эффективность коррекционной работы по формированию у этих детей социальных компетенций. Кроме того, содержание дневника является диагностически значимым, благодаря чему можно обеспечить объективную оценку личностных результатов школьников, а на этой основе планировать содержание образовательного маршрута ученика, проектировать внеурочную деятельность.

 

Статья опубликована в Журнале «Образование детей особой заботы»№ 1(10)  

Категория: Публикации | Добавил: AdminBSV (17.10.2019)
Просмотров: 115 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020