Размер шрифта: A AA
Суббота, 04.07.2020, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Галуза Виктория Викторовна » Методические разработки

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей с ТМНР (рекомендации для родителей)

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей с ТМНР

(рекомендации для родителей)

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии не способны усваивать программу адаптированной школы так, как  имеют трудности в выполнении практических действий по перемещению в пространстве, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей, это связано с недоразвитием сенсорно - перцептивных процессов. Большинство наших учеников имеют нарушения моторики, что значительно снижают возможность усвоения пространственной ориентировки. Многие учащиеся испытывают большие трудности в понимании обращенной речи, скудность их пассивного словаря, а часто полное отсутствие устной и жестовой речи, то это значительно осложняет формирование математических представлений. Накопление сведений об окружающем мире у них происходит очень медленно. Эти дети с большим трудом могут запомнить и воспроизвести предметные действия. Поскольку, математические представления носят отвлеченный характер, и овладение ими требуют выполнения сложных умственных операций. Из этого следует, что без специальной (коррекционной) работы формирование элементарных представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии невозможно. Поэтому для них разрабатываются специальные индивидуальные программы развития с учетом индивидуальных особенностей наших учеников.

Основная цель нашей работы – социально-бытовая адаптация данной категории детей к повседневной жизни. Поэтому основная направленность занятий – это практическая. Для того, что бы дети смогли применить свои знания, умения, навыки (ЗУН) в повседневной жизни. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в школе, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.

Работа по формированию математических представлений ведется по следующим направлениям:

  1. Развитие зрительного восприятия, необходимо при обучение представлений о форме, величине. В работе должны использоваться только реальные предметы. Предмет ощупывается, оценивается их форма, фактура, цвет. Многие дети могут обнюхивать и пробовать на вкус. Это характерно для детей с глубокой умственной отсталостью и детей, имеющих дополнительно, нарушение зрения. С детьми обсуждается или рассказывается, на что похож предмет. Постепенно дети учатся находить знакомый предмет из множества, по его фрагменту, например: собрать яблоко из двух половинок. Что является предпосылкой к овладению таких математических понятий, как «один», «много», «мало», «одинаково», формируются представления о форме («большой – маленький», основные геометрические фигуры и т.д.), цвете. При более высоком интеллектуальном развитии можно использовать в работе не предметы, а картинки со знакомыми изображениями, которые максимально отображают действительность.

  2. Развитие тактильного восприятия. Нарушение тактильной чувствительности у детей с отклонениями в развитии приводит к нарушению восприятие собственного тела, страдает развитие мелкой и крупной моторики. Поэтому у детей с нарушениями интеллектуального развития затрудненно и деформировано развитие пространственных и временных представлений. На   уроках по формированию математических представлений должна вестись работа по обогащению сенсорного опыта детей, работа по формированию и развитию восприятия собственного тела. Для этого могут проводиться пальчиковые и тактильные игры. Можно устраивать слуховые диктанты. Например, просить детей поднять левую или правую руку. Для детей, кто не способен выполнять самостоятельно действия по просьбе взрослого, можно выполнять рука в руку или же прижимать руки, ноги с проговариванием действий взрослого. Например: «Я жму твою левую ногу (руку)…».

  3. Развитие внимание. Нарушение внимания проявляется у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии во всех сферах деятельности. Без внимания невозможно осуществление никакой целенаправленной деятельности. Дети данной категории тяжело сосредотачиваются, быстро отвлекаются,  тяжело переключаются. Работа на занятиях по формированию математических представлений по развитию внимания ведется в игровой деятельности. Материал для игр должен быть ярким, красочным. Для того, что бы внимание детей быстро не истощалось и удерживалось необходимы дополнительные стимулы. Частое переключение на различные виды деятельности.

  4. Развитие мышления. Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка, без которой не возможно овладение основными математическими операциями. Как правило большинство детей с ТМНР не способны овладеть наглядно – образным мышлением. Их развитие так и остается на уровне действенного мышления. Поэтому, при формировании математических представлений основными задачами стоят: овладение детьми понимания функционального назначения предметов, формирование представлений о сходстве и различии, нахождение одинаковых предметов (например, детям надо круглые предметы положить в одну коробку, а квадратные в другую), формирование представлений о размере (например, маленький предмет помещается в разные коробочки, большой нет), учить соотносить разные предметы схожего размера. Необходимо отрабатывать понимание причинно - следственной связи. Совершая действия с предметами, ребенок учится понимать связь между событиями.

Задачи обучения детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии должны быть следующими:

  1.   обучение детей обыгрыванию предметов, действиям с ними в процессе игр с математическим содержанием;

  2.  развитие совместных действий детей и взрослых в играх и игровых упражнениях с математическим содержанием;

  3. формирование умения действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;

  4.  ознакомление детей со способами проверки путем наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;

  5. обучение показу и моделированию различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических средств (показ руками, изображение пантомимикой после предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, их моделей);

  6. обогащение опыта выполнения ориентировочных действий путем выработки умений предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции взрослого форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

  7. обучение действиям с множествами на дочисловом уровне (совместно со взрослым, по подражанию, по образцу);

  8.  ознакомление детей с некоторыми общими принципами счета: понятие об устойчивости порядка числительных при счете; понимание принципа «один к одному», то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное; понятие об итоге счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая совокупность объектов может быть сосчитана;

  9. обучение узнаванию количества предметов, формы, величины на ощупь, зрительно;

  10. формирование операционально-технической стороны деятельности: обучение действовать одной и двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять фигуры в ряд, брать по одной игрушке, картинке, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);

  11. развитие зрительно-двигательной координации, обучение прослеживанию взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;

  12. развитие умения определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, подо мной);

  13. формирование умения перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости (столу, полу) по подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции;

  14. формирование умения соотносить плоскостные формы и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

  15. формирование представлений о времени: продолжать учить детей по наиболее характерным признакам (наблюдения в природе, изображения на картинках) узнавать и называть реальные явления и их изображения — контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

При организации работы с детьми с умеренной и выраженной интеллектуальной недостаточностью надо учитывать, что дети данной категории имеют недоразвитие всех психических функций, и спонтанно, без специального обучения не овладевают элементарными математическими представлениями. У них не формируются представления о форме, величине, количестве, пространстве и времени. Без специально разработанной системы работы формирование данных представлений невозможно.

 

 



Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/08/25/tema-po-samoobrazovaniyu-uchitelya-defektologa
Категория: Методические разработки | Добавил: Галуза (07.04.2019)
Просмотров: 304 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Летняя программа
Стартап-проект
Дист.обучение
Год памяти и славы
Растим детей
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020