Размер шрифта: A AA
Воскресенье, 05.07.2020, 01:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Додайкина Надежда Петровна » Методическая копилка

Развитие мелкой моторики с помощью системы М.Монтессори

Развитие мелкой моторики с помощью системы М.Монтессори

 Развитие мелкой моторики по системе Марии Монтессори. связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: для детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) -очень трудное занятие! Наиболее типичными являются трудности в овладении навыками, требующими тонких и точных дифференцированных движений : удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Для решения этой цели я выбрала систему Марии Монтессори.

 

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки, застегивать пуговицы. Для того чтобы помощь детям в этих трудных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система воспитания. На практике система Монтессори стала активно применяться в 20 веке. Методики, разработанные Марией, изначально были рассчитаны лишь для детей с особенностями (ОВЗ-ограниченными возможностями здоровья), однако годы практики показали, что методика Монтессори может с успехом применяться при воспитании всех детей без исключения.

Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т.е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие занятия, разработанные Монтессори, рассчитаны именно на работу пальчиков.

Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори.


В своей работе я ставлю следующие задачи:

  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Содействовать развитию речевой функции;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Одним из самых лучших примеров наследия Монтессори являются такие игры для детей, как вкладыши и рамки.

Вкладыши имеют большое количество вариаций и форм, с их помощью изучается большое количество информации от геометрии до естествознания. Ребенок осваивает предметы окружающего мира не только по средствам зрительного восприятия, но и слухового.

Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка шнуровать обувь. Почти век назад Монтессори давала детям небольшие кусочки кожи с проделанными в них дырочками и маленькие шнурки, которые дети протягивали в дырочки. Сегодня для таких занятий можно купить специальный набор «игра-шнуровка», который состоит из разноцветных шнурков и пуговиц или «куска сыра». Такие игры развивают у детей сенсомоторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, развивается ориентирование в пространстве, понимание слов «вниз», «вверх», «слева», «справа». Играя в такие игры для детей, ребенок учиться шнуровать, завязывать шнурок на бантик. Шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, моторика, трудолюбие, координация, внимательность.

Не менее замечательным тренажером для детских пальчиков являются такие приспособления, как прищепки. На первом этапе следует показать ребенку, как можно прицепить прищепки к плоской поверхности, к картонке, тарелке и т.д. Затем задачу нужно усложнить: попросить ребенка прикрепить прищепки к натянутой веревке. Для того чтобы занятия были более интересными и увлекательными для ребенка, заранее позаботьтесь о специальных заготовках. Например, можно из картона вырезать ежика или солнышко, к которым потом следует прикрепить иголки-прищепки или лучики-прищепки. Усложненный вариант – работа со скрепками.

Для того чтобы ребенок запомнил буквы, Монтессори предлагает следующее упражнение – шершавые буквы. Для этого согласные буквы следует вырезать из наждачной бумаги, а гласные буквы из цветного, бархатного картона. Ребенок должен провести указательным и средним пальцами по буквам, как будто он их пишет. Также существуют и шершавые цифры.

Для развития кисти рук и пальцев, полезно играть в игры с крупами, такими как рис, гречка, фасоль, манка, горох. Крупы можно пересыпать из одной тарелки в другую, пересыпать через воронку. Кроме того, можно смешать несколько круп вместе, например, рис, гречку и горох.

Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори.

Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

  • · развивают мелкую моторику;
  • · развивают внимание;
  • · развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

Упражнения с бусинами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

Выкладывание фигур с помощью бусин.

Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т.д.

Общее для всех этих приемов – активные движения руки, что не случайно. Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук). Именно поэтому многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков.

Занятия продуктивной деятельностью.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз.

- Игры с конструктором, мозаикой

-игры с пуговицами

- пальчиковая гимнастика

 

- Главный принцип развития ребенка по методике Монтессори таков: "Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде". Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому». Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий.

https://i.pinimg.com/736x/87/37/03/87370316c5e65e276f89f602349b8c96.jpg

Используемые источники: 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/05/razvitie-melkoy-motoriki-po-sisteme-marii-montessori 

https://intolimp.org/publication/razvitiie-mielkoi-motoriki-doshkol-nikov-v-kontiekstie-sistiemy-m-montiessori.html

Категория: Методическая копилка | Добавил: Надежда (16.01.2019) | Автор: Додайкина Надежда Петровна
Просмотров: 314 | Рейтинг: 5.0/1
Новое на сайте
Летняя программа
Стартап-проект
Дист.обучение
Год памяти и славы
Растим детей
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020