Размер шрифта: A AA
Понедельник, 10.12.2018, 20:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Додайкина Надежда Петровна » Методическая копилка

Использование в работе технологии картинно-графического плана

Когда слышишь диагноз: системное недоразвитие речи, понимаешь, что это чаще всего относится к детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Дети с ОВЗ-это особая категория. Они отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития и, конечно, у таких детей часто встречается специфическое нарушение связной речи.  А связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Но дети с ОВЗ использует короткие, малоинформативные слова, предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них. Ученик не может последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении; пересказывать небольшие литературные произведения; составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке.

В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.

Я использую на уроке картинно – графические планы.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности детей к наглядному моделированию

Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация.                                                                                                  

Сама мнемотехника – это особая система приемов и методов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует продуктивному развитию высших психических процессов, а именно развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Она увеличивает объем памяти ребенка, благодаря дополнительным ассоциациям, в частности ребенка, имеющего недостаточно развитый активный и пассивный словарь, навыки словообразования и словоизменения, нарушения фонематического слуха. Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму (мнемотаблицу) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Таблицы составляются по единому образцу, используются определенные схемы-картинки, которые просты и схематичны, но доступны для понимания (рука – как используется предмет; круг, квадрат, треугольник – какую форму имеет)

Такая таблица состоит из 6 разных картинок, отдельно по разным темам: времена года , посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи, игрушки. Ученик учится составлять простые описательные рассказы с опорой на такую таблицу. Чтобы ребенок говорил более развернутыми предложениями, можно предложить начинать со слов, к примеру «Летом на улице…».

Вначале работы с таблицей мы разбираем, что изображено на картинках, потом составляем предложения и затем повторяем рассказ полностью.

-Что нарисовано на картинке?

- Солнышко, туча, дождик.

- А солнышко где спряталось?

- За тучей.

- Правильно. А теперь повтори это, только начни со слов: «Осенью …»

- Осенью солнышко прячется за тучей и часто идут дожди.

Вот пример универсальных условных обозначений подобной таблицы:

  1. Какого цвета предмет?
  2. Какой формы?
  3. Из каких частей состоит?
  4. Размеры (большой или маленький)
  5. Из чего сделан? (деревянный, металлический, резиновый и т. д.)
  6. Как используется?

Например: Кастрюля

http://1.bp.blogspot.com/-iUiPsQH83g8/UJbYfdld-4I/AAAAAAAABhY/ACjKQ3QLA68/s640/%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F78%D1%88%D1%89%D1%89.png

Схема -описания :

                              «Овощи, Фрукты»                                                                           

                              «Игрушки»

Важно повторять одни и те же используемые обозначения, поскольку дети зрительно запоминают: палитра – значит нужно назвать цвет предмета, игрушки, одежды, посуды и т.д.; маленькое и большое солнышки – размер.

Если составляется таблица по какому-либо сезону, то соблюдается следующая последовательность: Основные признаки (снег, солнце, дождь, лужи, при необходимости им можно уделить 2 картинки), животный мир, сезонная одежда, чем занимаются дети в это время года, и сезонные сельскохозяйственные работы (за исключением зимнего периода).

Картинно – графические планы существенно облегчают задачу составления предложений по заданной тематике и способствуют формированию способности составить если не рассказ, то хотя бы связное самостоятельное высказывание умственно отсталого ребенка. Данные таблицы можно использовать на уроках развития речи.

Литература:

1.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005                                                                                                                                

2.Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 14-15 сентября 2017г. Статья Пастуховой С.А. «Моделирование связной речи у детей с ЗПР приемами мнемотехники».                                           

3.Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115.

4. С.И Ожегов «Толковый словарь русского языка».



Источник: http://logoportal.ru/pereskazyi-s-pomoshhyu-kartinno-graficheskoy-shemyi/.html
Категория: Методическая копилка | Добавил: Надежда (15.11.2018)
Просмотров: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Наш опрос
2018 год - Год волонтёра. Как Вы относитесь к общественно полезной работе на добровольной основе?
Всего ответов: 52
Педагогам
Родителям
Учащимся
Полезные ссылки
















Архив новостей
         Система Orphus             

Copyright MyCorp © 2018