Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Чепелкина Ольга Борисовна » Публикации

рабочая программа по учебному предмету Окружающий социальный мир"
1. Пояснительная записка Рабочая учебная программа разработана учебной дисциплины «Окружающий социальный мир» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, приказом Минобрнауки РФ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599. Кроме того, рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Адаптивная школа № 12», а также с использованием типовой программы под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0–4 классы» (2011 г.) «Окружающий социальный мир» как учебный предмет является начальным звеном формирования у обучающихся естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у детей умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики предмета «Окружающий социальный мир» - формирование у обучающихся элементарных представлений о человеке, его социальном окружении, а также умений ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи предмета: • познакомить детей с явлениями социальной жизни: человеком, основными особенностями его деятельности, • познакомить обучающихся с общепринятыми нормами поведения, развивать у детей потребность жить и действовать в соответствии с данными нормами; • формировать у школьников элементарные представления о предметном мире, созданном человеком. 2. Общая характеристика учебного предмета Учебная дисциплина «Окружающий социальный мир» играет важную роль в социокультурном развитии младших школьников с умственной отсталостью, в формировании у детей потребности жить и действовать в соответствии с нормами, принятыми и закреплёнными в обществе. Благодаря данной дисциплине школьники учатся конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми, пользоваться услугами сферы обслуживания, принимать адекватные решения в различных социально-бытовых ситуациях. Осваивая программный материал по названной дисциплине, дети учатся полноценно включаться в социальные отношения, осмысленно воспринимать социальную действительность. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребёнок учится соотносить своё поведение и поступки других людей. Для полноценного формирования у обучающихся умения соблюдать нормы поведения в обществе предусмотрена совместная целенаправленная последовательная работа учителя с родителями. Их совместными усилиями у каждого ученика формируются типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, приобретение товаров в магазине, поведение в опасной ситуации и др. 3. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии со 2 вариантом ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир». Рабочая программа по данной дисциплине в 1 классе рассчитана на 33 часа в год - в соответствии с учебным планом (1 час неделю, 33 учебных недели). 4. Результаты освоения учебного предмета Программа для 1 класса (2 вариант) направлена на достижение учащимся личностных и предметных результатов, а также на формирование у детей базовых учебных действий. Предусмотрено формирование у обучающихся следующих базовых учебных действий: 1.Подготовка ребенка к нахождению в среде одноклассников и к совместному обучению с ними: • готовность к эмоциональному взаимодействию с одноклассниками; • готовность к коммуникативному взаимодействию с одноклассниками. 2.Формирование у обучающихся учебного поведения: • наличие у детей умения направлять взгляда на говорящего; • наличие у детей умения выполнять инструкции педагога. 3. Формирование умения выполнять задание: • наличие у детей умения выполнять инструкции педагога от начала до конца в течение урока. 4. Формирование у обучающихся умения самостоятельно переходить от одного задания к другому • наличие у детей умения выполнять действия в соответствии с расписанием занятий. Предметные результаты В процессе коррекционной работы с учениками 1 класса предусматривается овладение детьми одним из двух уровней освоения предметных результатов: минимальным или достаточным. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью является минимальный уровень. Отсутствие достижения этого уровня по названному предмету в первом классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. К концу обучения в 1 классе учащиеся могут быть распределены по трём уровням владения умениями в соответствии с содержанием названного курса: 1 уровень (низкий): • находит указанные предметы только с помощью взрослого, в том числе при помощи прямого показа; • имеет отдельные неполные представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.; • соблюдает элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах только под контролем взрослого; • соблюдает правила поведения на уроках только под контролем взрослого. 2 уровень (средний): • по указанию взрослого находит отдельные объекты, созданные человеком; • имеет элементарные представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.; • умеет самостоятельно соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, а под контролем взрослого - в транспорте, в общественных местах; • имеет элементарные представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель); • умеет соблюдать правила поведения на уроках; • умеет общаться с одноклассниками (иногда - друзьями на основе личных симпатий). 3 уровень (высокий): • умеет строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умеет сопереживать, проявлять внимание; • умеет взаимодействовать в группе сверстников в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности; • имеет представления о празднике, праздничных мероприятиях, их содержании, умеет принимать посильное участие в них; • умеет под контролем взрослого соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников; Личностные результаты В рамках названной учебной дисциплины предусматривается овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Ребёнок должен: • демонстрировать основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»; • уметь работать в коллективе (в диаде «ученик – ученик»); • уметь слушать и понимать инструкцию педагога; • демонстрировать наличие эстетических потребностей, ценностей и чувств; • уметь обращаться за помощью и принимать помощь педагога. Методы диагностики и критерии результативности овладения программным материалом по дисциплине Во время обучения в 1 классе предусмотрено поощрение и стимулирование работы учеников с использованием только качественной оценки. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий социальный мир» проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (стартовая диагностика); 2 этап – декабрь (промежуточная диагностика); 3 этап – май (итоговая диагностика). Результаты оцениваются по следующим критериям: 1. Выполняет действие самостоятельно; 2. Выполняет действие по инструкции; 3. Выполняет действие по образцу; 4. Выполняет действие с частичной помощью; 5. Выполняет действие со значительной физической помощью; 6. Действие не выполняет; 7 . Не узнает объект; 8. Узнаёт объект. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации планируемых результатов обучения по предмету «Окружающий социальный мир». Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (стартовая диагностика); 2 этап – декабрь (промежуточная диагностика); 3 этап – май (итоговая диагностика). Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям: 1. Выполняет действие самостоятельно; 2. Выполняет действие по инструкции педагога; 3. Выполняет действие с частичной помощью; 4. Выполняет действие со значительной помощью. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов обучения по предмету «Окружающий социальный мир». 5. Содержание учебного предмета Программный материал включает 5 разделов: 1. Школа 2. Квартира, дом, двор 3. Предметы быта 4. Продукты питания 5. Предметы и материалы, изготовленные человеком 6. Город 7. Транспорт 8. Традиции, обычаи 9. Страна Распределение количества часов по разделам представлено в следующей ниже таблице. Тематические разделы, количество часов № п/п Наименование разделов Всего часов 1 Школа 4 2 Квартира, дом, двор 4 3 Предметы быта 4 4 Продукты питания 4 5 Предметы и материалы, изготовленные человеком 4 6 Город 4 7 Транспорт 4 8 Традиции, обычаи 3 9 Страна 2 Итого 33 Школа (4 часа) Основные задачи раздела: • формировать понятия о школе; • учить соблюдать распорядок школьного дня; • воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям Содержание раздела Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Профессии людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с сюжетной картинкой. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Школьные принадлежности, их назначение. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Квартира, дом, двор (4 часа) Основные задачи раздела: •формировать понятия о квартире; •учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность. Содержание раздела Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской дом. Домашний адрес (город, улица, номер дома, номер квартиры). Правила поведения в чрезвычайных ситуации. Предметы быта (4 часа) Основные задачи раздела: • формировать понятия о предметах быта; • обогащать знания и представления детей по данному разделу; • воспитывать наблюдательность. Содержание раздела Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кровать, комод). Назначение предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Назначение предметов посуды. Продукты питания (4 часа) Основные задачи раздела: • формировать понятия о продуктах питания; • обогащать знания и представления детей по данному разделу; • систематизировать знания обучающихся о продуктах питания. Содержание раздела Узнавание упаковок с напитками по внешнему виду. Узнавание (различение) мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий. Предметы и материалы, изготовленные человеком (4 часа) Основные задачи раздела: • формировать представления о предметах и материалах, изготовленных человеком; • обогащать знания и представления детей по данному разделу; • воспитывать самостоятельность. Содержание раздела Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Правила безопасности при обращении с разными предметами. Город (4 часа) Основные задачи раздела: • формировать понятия о правилах поведения в общественных местах; • учить использовать полученные знания в повседневной жизни; • воспитывать любознательность. Содержание раздела Узнавание (различение) улиц, (школа, дом). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»). Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание и назначение магазинов. Транспорт (3 часа) Основные задачи раздела: • формировать понятия о видах транспорта; • обогащать знания и представления детей по данному разделу. Содержание раздела Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Знание профессий людей, работающих на транспорте. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.). Традиции, обычаи (2 часа) Основные задачи раздела: • формировать представления о праздниках; • развивать интерес к праздникам; • воспитывать самостоятельность. Содержание раздела Школьные традиции. Символика и атрибуты православной церкви. Страна (2 часа) Основные задачи раздела: • познакомить с понятием «Страна»; • обогащать знания и представления детей о государственных праздниках; • воспитывать любовь к своей родине. Содержание раздела Составление предложений по теме «Мой город». Составление рассказа по теме: «Я живу в городе… (селе…)». Формы организации учебной деятельности, используемые на уроках: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная. Фронтальная форма работы применяется, когда все ученики одновременно выполняет одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Учитель ведет работу с классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов. Групповая (звеньевая) форма применяется для решения всех основных дидактических проблем: закрепления и повторения, изучения нового материала. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. Парная форма применяется, когда в группе работает два человека. Состав группы не является постоянным. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение заданий с педагогом. Предусматривается также индивидуальная помощь педагогом конкретному ученику. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщения пройденного материала.
Категория: Публикации | Добавил: olgachepelkina (16.10.2019)
Просмотров: 97 | Рейтинг: 5.0/2
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020