Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Чепелкина Ольга Борисовна » Публикации

рабочая программа по учебному предмету "Человек"
1Пояснительная записка Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Федеральным законом № 273 – Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Адаптивная школа № 12» , а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией И.М.Бгажноковой (Просвещение, 2011г.) Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект: Кудрина С.В.«Окружающий мир» для 1 класса. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ – М.: «ВЛАДОС», 2011 г Человек как учебный предмет является одним из ведущих предметов в основной общеобразовательной программе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, так как от его усвоения во много зависит успешность всего школьного обучения. Цель рабочей программы по предмету «Человек» - формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Рабочая программа по человеку в первом классе решает следующие задачи: Задачи предмета: • формирование умений умываться, причесываться и т.д.; • формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды; • формирование представлений о своем ближайшем окружении. 2Общая характеристика учебного предмета Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира. Осознание себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста. При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общении в семье. 3 Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Человек» входит в образовательную область «Окружающий мир» и изучается школьниками с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости школьного обучения, в соответствии с требованиями ФГОС. Рабочая программа по окружающему природному миру в первом классе рассчитана на 99 часов в год в соответствии с учебным планом(3 часа в неделю, 33 учебных недели). 4 Результаты освоения учебного предмета Программа для первого класса (2 вариант) направлена на достижение учащимся личностных и предметных результатов, а также на формирование базовых учебных действий. Изучение предмета «Человек» в первом классе (2 вариант) направлено на формирование следующих базовых учебных действий: 1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде одноклассников - эмоциональному взаимодействию; -коммуникативному взаимодействию. 2.Формирование учебного поведения - направленность взгляда на говорящего; -умение выполнять инструкции педагога. 3. Формирование умения выполнять задание - в течение урока от начала до конца. 4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому - выполнение действий в соответствии с расписанием занятий Предметные результаты В данной рабочей программе для первого класса по человеку предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательнымдля всех обучающихся.Обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью является минимальный уровень.Отсутствие достижения этого уровня по предмету в первом классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Предполагается, что к концу обучения по предмету «Человек» в первом классе учащиеся будут : 1 уровень(низкий) • не соотнесит себя с изображением на фотографии; • не выражает свои интересы, желания; • не обслуживает себя; • не ходить в туалет, • не выполняет гигиенические процедуры, • не одевается и не раздевается и др. 2 уровень(средний) • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; • иметь представление о собственном теле; • умение определять «моё» и не «моё», осознавать и выражать свои интересы, желания; • умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. 3 уровень(высокий) • умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому; • умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня; • умение следить за внешним видом; • умение сообщать о своих желаниях и потребностях. Метапредметные результаты: - выбирает правильные картинки; -применяет символы; -применяет жесты Личностные результаты Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированныхзадач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. • вступать в контакт с педагогом; • работать в коллективе (ученик – ученик); • слушать и понимать инструкцию педагога; • владеть начальными навыками ; • обращаться за помощью и принимать помощь педагога. Методы диагностики и критерии результативности Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя,но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Человек» проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (стартовая диагностика) 2 этап – декабрь (промежуточная диагностика) 3 этап – май (итоговая диагностика) Результаты оцениваются по следующим критериям: 1. «выполняет действие самостоятельно» 2. «выполняет действие по инструкции» 3. «выполняет действие по образцу» 4. «выполняет действие с частичной помощью» 5. «выполняет действие со значительной физической помощью» 6. «действие не выполняет» 7. «не узнает объект» 8. «узнает объект» Полученные данные заносятся в таблицу фиксации планируемых результатов обучения по предмету «Человек»(Приложение № 1) Диагностикасформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (стартовая диагностика) 2 этап – декабрь (промежуточная диагностика) 3 этап – май (итоговая диагностика) Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям: 1 - выполняет действие самостоятельно; 2 - выполняет действие по инструкции педагога; 3 - выполняет действие с частичной помощью 4 - выполняет действие со значительной помощью. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов обучения по предмету «Человек »(Приложение № 2) 6 Содержание учебного предмета Программа состоит из пяти разделов: 1. «Представление о себе»; 2. «Гигиена тела»; 3. «Обращение с одеждой и обувью»; 4. «Туалет»; 5. «Прием пищи»; 6. «Семья». № Наименование разделов Всего часов 1. Представление о себе. 19 ч 2. Гигиена тела. 18 ч 3. Обращение с одеждой и обувью. 17 ч 4. Туалет. 15 ч 5. Прием пищи. 15 ч 6. Семья 15 ч Итого 99 ч Представление о себе (19 ч) Основные задачи раздела: • ознакомление с частями тела человека; • формирование представлений о назначении частей тела; • обобщение и закрепление и представления детей по данному разделу. Содержание раздела Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Пиктограмма «Моё здоровье». Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Организация своего досуга. Досуговая деятельность всех членов семьи. Дидактическая игра «Найди то, что я покажу». Составление предложений по картинкам по теме: «Это моя семья». Пиктограмма «Соотнеси картинки».Игра – путешествие «Чистота и здоровье». Гигиена тела (18ч) Основные задачи раздела: • ознакомление с гигиеной тела человека; • научить алгоритму действий при мытье и вытирании тела; • систематизировать умения по уходу за своим телом. Содержание раздела Знакомство с кранами (вентиля). Самостоятельное смешивание воды.Вытирание рук полотенцем. Алгоритм мытья и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Правила ухода за ногтями. Чистка зубов. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового прохода. Правила ухода за ногами. Уход за волосами. Расчесывание волос. Виды моющих средств при мытье волос. Правила ухода косметическими средствами. Правила пользования санитарной комнатой. Дидактическая игра «Угадай членов семьи», «Помой игрушку». Алгоритм мытья ушей. Алгоритм чистки ушей. Ополаскивание частей тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание ног. Соотнесение картинки с временами года «Весна». Пиктограмма «Укажи стрелкой правильный ответ». Обращение с одеждой и обувью (17ч) Основные задачи раздела: • знакомить учащихся с видами одежды; • формирование умение пользоваться одеждой и обувью; • обогащать знания и представления детей по данному разделу; Содержание раздела Узнавание (различение) предметов верхней одежды: пальто(куртка, шуба, плащ),шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Выбор одежды для прогулки. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды для праздника. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка).Расстегивание (развязывание) липучки (пуговицы, ремня, кнопки). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).Надевание предмета одежды. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Туалет(15 ч) Основные задачи раздела: • формирование умение пользоваться туалетом; • научить алгоритму действий в туалете; • учить использовать полученные знания в повседневной жизни; Содержание раздела Знакомство с видами бумаги. Последовательность действий в санитарной комнате. Алгоритм пользования туалетной бумагой. Алгоритм одевания одежды. Правила нажимания слива воды. Основные правила мытья рук. «Пиктограмма обведи правильный ответ», дидактическая игра «Убери лишнее». Соотнесение картинок с предметами санитарной комнаты (полотенце, туалетная бумага, мыло). Последовательность действий в санитарной комнате. Соблюдение правил безопасности в санитарной комнате. Прием пищи (15 ч) Основные задачи раздела: • научить есть ложкой и вилкой; • учить использовать полученные знания в повседневной жизни; • воспитывать самостоятельность. Содержание раздела Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ложки и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку. Дидактическая игра «Еда ложкой». Алгоритм уборки со стола. Дидактическая игра «Найди знакомый предмет». Семья (15 ч) Основные задачи раздела: • формирование представлений о семье; • научить составлять рассказ о семье; • обогащать знания и представления детей по данному разделу; Содержание раздела Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Моя роль в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. Нахождение в фотоальбоме членов семьи. Дидактическая игра «Угадай членов семьи». Составление предложения о семье по сюжетным картинкам. Формы организации учебной деятельности, используемые на уроках окружающего природного мира:фронтальная, групповая, индивидуальная, парная. Фронтальная форма применяется, когда все ученики одновременно выполняет одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Учитель ведет работу классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов. Групповая (звеньевая) форма применяется для решения всех основных дидактических проблем: закрепления и повторения, изучения нового материала. Парная форма применяется, когда в группе работает два человека. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение заданий без контакта с педагогом, а также индивидуальная помощь педагогом конкретному ученику. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление,формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщения пройденного материала.
Категория: Публикации | Добавил: olgachepelkina (16.10.2019)
Просмотров: 1405 | Рейтинг: 5.0/2
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020