Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 08:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Чепелкина Ольга Борисовна » Публикации

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ О. Б. Чепелкина, КОУ ОО «Адаптивная школа № 12», г. Омск; Омский государственный педагогический университет

В материалах статьи сообщается о необходимости психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности школьников с умственной отсталостью (УО). Указаны проблемные вопросы, недостатки в определении содержания и способов реализации внеурочной деятельности практическими работниками. Представлены технологии, включение которых во внеурочную деятельность содействует социальному и личностному развитию школьников с умственной отсталостью. Ключевые слова: внеурочная деятельность, школьники, психолого-педагогическое сопровождение, умственная отсталость, федеральный государственный образовательный стандарт. Внеурочная деятельность является важным компонентом учебно- воспитательного процесса. Она занимает одно из центральных мест в системе коррекционной работы школы для обучающихся с умственной отсталостью, обнаруживая тесную связь с различными образовательными областями [1]. Как справедливо отмечают Ф. Д. Рассказов и Е. О. Соловьева, внеурочная деятельность представляет собой значимый и действенный механизм развития способностей обучающихся [2]. За счет ее средств и ресурсов могут быть найдены новые резервы для формирования у школьников с ментальными нарушениями социальных компетенций. При ее адекватной организации и квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении обеспечивается укрепление и сохранение здоровья детей, что является приоритетным направлением работы междисциплинарной команды специалистов [3]. В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) внеурочная деятельность прочно закрепила свой официальный статус. Это нашло отражение в структуре адаптированной основной общеобразовательной программы. Данное явление вполне закономерно: от содержания внеурочной деятельности во многом зависит успешность удовлетворения особых образовательных потребностей школьников с ментальными нарушениями, достижение ими личностных результатов, а также социальная инклюзия этих детей, т. е. полноценное включение в социокультурную среду [4]. Согласно требованиям ФГОС, именно образовательная организация определяет спектр форм, методов, средств реализации внеурочной деятельности. Однако при этом важным представляется ориентация на современные научные достижения, а также лучшие практики оказания коррекционной помощи и образования детей с умственной отсталостью, инкультурация которых весьма осложнена по причине грубого нарушения познавательной сферы. Несмотря на то, что в разных регионах России накоплен определенный опыт внедрения ФГОС для обучающихся разных нозологических групп, в том числе для учащихся с нарушением интеллектуальной сферы, а также определены основные векторы развития внеурочной деятельности, по-прежнему остается ряд актуальных вопросов, находящихся в проблем- ном поле специального образования. Так, комплексная оценка содержания и способов реализации внеурочной деятельности со стороны администрации школ, родительской и педагогической общественности позволяют указать на следующие недостатки: нерациональное распределение часов на внеурочную деятельность, в том числе без учета желания как самих учащихся, так и запросов, ожиданий их родителей (законных представителей); – превалирование репродуктивных методов и традиционных форм работы со школьниками над инновационными. Несомненно, традиционные формы организации и реализации внеурочной деятельности необходимы, они не должны быть исключены. Однако их доминирование (или даже тотальный характер) не дает высокого эффекта в воспитании у обучающихся с ментальными нарушениями социальной активности, ответственности за принятые решения. При этом ребенок с УО обладает потенциалом для ус- пешного включения в социум и освоения системы социальных отношений; – отсутствие вариативности при организации внеурочной деятельности, единообразие ее форм, видов, а также формальный подход к планированию. Это выражается в однотипности реализуемых мероприятий, в недооценке учителями, воспитателями, психологами роли системы детского самоуправления, в отсутствии партнерских отношений педагогов с обучающимися и их родителями (законными представителями); – недостаточное использование ресурсов школы, а также ее ближайшего и отдаленного социального окружения, несмотря на их значимость для обогащения жизненного опыта ребенка, формирования у него коммуникативных навыков и способов конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и др. В соответствии с изложенным выше очевидна необходимость целенаправленного психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности, обновления средств и способов ее осуществления в контексте требований ФГОС. Опираясь на имеющийся положительный опыт разработки содержания и реализации внеурочной деятельности, укажем, что она требует использования современных психолого-педагогических технологий в целях коррекции вторичных нарушений, обогащения жизненной практики и личностного развития каждого ребенка с УО. Это позволяет сделать образовательный процесс более гибким, содействовать овладению школьниками компетенциями, которые необходимы им для решения личностно и социально значимых задач. Остановимся на некоторых технологиях, успешно апробированных в коррекционно-образовательном процессе школы на этапе внедрения ФГОС для обучающихся с УО. Так, значительному повышению результативности воспитательного процесса способствует технология проектной деятельности. Несомненно, содержание проекта должно быть доступно ребенку с нарушенным интеллектом. В то же время важно, чтобы оно стимулировало его познавательную и творческую активность. Так, например, при выполнении проекта на тему «Жилое помещение» дети по своему усмотрению создают дизайн той или иной жилой комнаты, предлагают варианты рационального использо- вания пространства, делятся своими решениями относительно того, как может быть создан уют. Благодаря такому практико-ориентированному проекту ученики помимо прочего учатся ухаживать за жилым помещением, узнают о назначении и способах использования бытовой техники, о функциях разных видов мебели. Ребенку с нарушением интеллекта вполне доступно выполнение некоторых социальных проектов под руководством специалистов и при условии сопровождения с их стороны. В частности, школьники указанной категории могут активно включаться в деятельность, связанную с подготовкой концертов для ветеранов, для пожилых людей, а также с пропагандой здорового образа жизни в среде сверстников через приобщение к занятиям физкультурой и спортом и др. Не менее важным является использование здоровьесберегающей технологии. За счет мероприятий, реализуемых с ее применением, школьники с ментальными нарушениями осваивают правила безопасного поведения на проезжей части, способы взаимодействия с незнакомыми людьми. Кроме того, ученики овладевают умениями выбирать одежду с учетом погоды и сезона, обращаться за помощью в случае болезни, при получении травмы и т. п. Реализация данной технологии оказывается успешной при проведении тематических экскурсий, в ходе обыгрывания моделей поведения в различных бытовых ситуациях: во время дорожно-транспортного происшествия, при пожаре, в случае дезориентации в пространстве (если ребенок заблудился, оказавшись в незнакомом месте среди посторонних людей) и т. п. Реализация данной технологии может быть поручена студентам вуза (будущим дефектологам) на этапе прохождения ими производственной практики. Благодаря этому ученики с нарушением интеллекта будут приобретать опыт взаимодействия с людьми. Одновременно с этим обеспечивается усиление роли практики в целях подготовки квалифицированных кадров для системы специального образования – то есть решение одной из стратегических задач, стоящих перед высшей школой [5]. Посредством игровой технологии создается возможность в доступной для учеников форме, в том числе от имени сказочных персонажей, выдуманных героев, имитировать социальные и деловые отношения. Это важно для освоения учениками с ментальными нарушениями этических норм, для овладения коммуникативными навыками. Так, школьникам предлагается обыграть ситуации, связанные с приемом гостей, с приобретением продуктов питания в магазине и др. Более того, за счет игровых технологий успешно решаются коррекционные задачи, направленные на преодоление у учащихся нарушений познавательной сферы. Резюмируя, отметим, что при условии психолого-педагогического со- провождения внеурочной деятельности, активного использования коррекционно-образовательных технологий обеспечивается адаптация обучающихся с УО к социальной действительности. У школьников формируется стойкая потребность активно познавать окружающую действительность, осознанно осваивать ценностные ориентиры общества, действующие нор- мы морали и правила поведения.

Категория: Публикации | Добавил: olgachepelkina (24.02.2019)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 5.0/2
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020