Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 08:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Чепелкина Ольга Борисовна » Публикации

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Чепелкина Ольга Борисовна, учитель КОУ «Адаптивная школа № 12» г. Омск Е-mail: olgachepelkina@yandex.ru Современная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ориентирована не только на освоение ими его академического компонента, но и на формирование социальных компетенций. Овладевая способностью успешно ориентироваться в бытовой сфере, принимать адекватные решения, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми, ребёнок, несмотря на имеющееся нарушение, обретает относительную независимость и самостоятельность, что позволяет ему успешно интегрироваться в общество. Действующий федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не предусматривает совместного обучения детей указанной нозологической группы со здоровыми сверстниками по той же программе и в те же сроки [4]. Однако в этом стратегическом документе явно обозначены требования, согласно которым ребёнок с ментальными нарушениями должен быть включён в систему общественных связей и отношений. Это достигается за счёт особого содержания образования и организационных форм коррекционно-педагогической работы, ориентированных на социальную инклюзию детей с умственной отсталостью, которые по объективным причинам цензовый уровень образования осваивать не могут [2]. Современные научные исследования позволяют констатировать, что потенциал ребёнка названной категории к интеграции в общество довольно высок при реализации реабилитационных программ и наличии пролонгированной коррекционной помощи, оказываемой междисциплинарной командой специалистов. Такая профессиональная команда представлена учителями-дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, а также социальными и медицинскими работниками. Содержание их деятельности ориентировано на выработку траекторий развития детей с умственной отсталостью, на определение наиболее рациональных и эффективных техник удовлетворения особых образовательных потребностей, на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: физического, социального, психического [3]. Безусловно, от этого напрямую зависит успех социальной инклюзии. Практическое выражение данного явления находит в овладении обучающимися моделями социально одобряемого поведения, положительными личностными качествами, способами взаимодействия с окружающими людьми не только в типичных, но и в нестандартных бытовых ситуациях. Несомненно, процесс социальной инклюзии требует целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Оно должно осуществляться уже с самых первых дней обучения ребёнка в школе, чтобы он получил возможность осваивать семейные традиции, правила поведения в общественных местах, способы установления контактов со взрослыми и сверстниками, т.е. овладел социальными компетенциями, что при рассматриваемом нарушении является стратегической задачей, требующей планомерного решения за счёт специальных средств, дидактического инструментария, особых методических приёмов, в которых здоровые дети не нуждаются [5]. Определяя содержание работы в аспекте сопровождения социальной инклюзии младших школьников с умственной отсталостью, мы разработали дидактический инструмент, который был назван «Дневник событий жизни ребёнка» (ДСЖР). Его назначение – содействовать развитию социальных компетенций и обеспечить фиксацию личностных достижений школьника. Сначала ведение ДСЖР осуществляется родителями (законными представителями) и педагогами, но при непосредственном участии самого ученика. По мере того, как ребёнок начнёт самостоятельно овладевать способностью графически (при помощи письменной речи и изображений) фиксировать социально значимые события собственной жизни, свои эмоциональные состояния, достижения, он станет это делать самостоятельно. Взрослый лишь оказывает ученику направляющую и стимулирующую помощь в тех случаях, когда в ней имеется объективная необходимость. Проектируя дневник, мы выделили в нём несколько тематических разделов, каждый из которых содействует овладению младшими школьниками с умственной отсталостью социальными компетенциями, адекватными представлениями об окружающей его действительности. В первом разделе под названием «Знакомьтесь, это я» помещается собственная фотография ученика, а также фотографии близких ему взрослых. Фиксируются основанные сведения о членах семьи: их имена, профессии, интересы и увлечения. Благодаря этому у младшего школьника формируются представления о его социальных ролях. Например, «я сын», «я внук», «я старший брат» и т.п. Осознавая эти роли, их содержательный аспект, ученик с умственной отсталостью усваивает, что человек включён в разнообразную систему межличностных отношений, является частью общества, может оказывать воздействие на окружающих людей, а они, в свою очередь, также оказывают влияние на него. Второй раздел, именуемый «Я ученик», включает рисунки ребёнка, а позднее – небольшие (составленные им самим) рассказы о себе, своих взаимоотношениях со сверстниками, об интересных событиях из жизни класса. Тематика рисунков и рассказов, как правило, является следующей: «Моя первая учительница», «Мой класс», «Режим дня», «Я читатель» и др. Рисунки выполняются ребёнком регулярно, на протяжении всего учебного года, а составление рассказов предлагается преимущественно в конце каждой четверти в виде подведения итога. Это обусловлено тем, что ребёнок с умственной отсталостью имеет системное недоразвитие речи, ему крайне сложно сформулировать мысль и тем более оформить её на письме. При этом очень важно, чтобы заполнение дневника не было для ребёнка очередным учебным заданием, а вызывало желание отразить в доступной форме свои впечатления, переживания, достижения, связанные со школьной жизнью. Отметим, что данный раздел ДСЖР является для междисциплинарной команды специалистов ценным диагностическим материалом. Отражённое детьми содержание позволяет объективно оценивать их динамику в социальном, личностном, познавательном, эмоциональном, речевом развитии. Третий раздел «Я и окружающие люди» включает материал, который характеризуется высокой социальной значимостью для ребёнка. В нём в доступной для ученика форме (например, в виде кратко записанного алгоритма, несложных схем, картинного плана, условных обозначений или др.) фиксируются правила безопасного поведения в общественных местах, на проезжей части, а также при возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью и т.п. Кроме того, в этом же разделе помещается иллюстративный и иной материал, отражающий этические нормы, требования к культуре коммуникации с окружающими людьми. Ребёнку с умственной отсталостью предлагается самостоятельно (в том числе при помощи рисунка или фотографий) представить сведения о своём досуге, интересных событиях жизни, увлечениях, друзьях. В эту часть ДСЖР включаются данные, отражающие всё многообразие социальных практик, участником которых становится ребёнок. Содержание этой деятельности, несомненно, содействует социально-личностному становлению ученика, его «врастанию в культуру» (по Л.С. Выготскому) [1]. В четвёртом разделе «Моя семья» ребёнок отражает события, которые одинаково значимы как для него самого, так и для его близких – членов семьи. Это совместный отдых с родителями: прогулки, поездки, иные мероприятия, в т.ч. организуемые семейные праздники по тем или иным поводам. Ученику предлагается фиксировать эти события посредством рисунков, за счёт размещения фотографий, делать к ним соответствующие подписи. Пятый раздел именуется «Мои достижения». Его наполнение младший школьник осуществляет совместно со взрослыми – педагогами и родителями. Сюда помещаются похвальные листы, благодарственные письма, грамоты, которыми награждали ученика за те или иные успехи в школе или в других учреждениях. Систематическая работа с дневником позволяет стимулировать социальную и когнитивную активность ребёнка, формировать у него адекватную самооценку и положительную мотивацию к общественно значимой (доступной для ученика) деятельности, обеспечивая успешное вхождение в новую систему отношений с действительностью. Обобщая изложенное выше, отметим: являясь диагностичным по своему содержанию, ДСЖР позволяет объективно оценивать личностные достижения школьников с умственной отсталостью, вносить обоснованные коррективы в программы реабилитации и коррекционной работы. Одновременно с этим ДСЖР представляет собой один из дидактических инструментов, используемых в коррекционно-образовательном процессе, с помощью которого специалисты осуществляют сопровождение социальной инклюзии детей названной категории.
Категория: Публикации | Добавил: olgachepelkina (26.08.2019) | Автор: Чепелкина Ольга Борисовна
Просмотров: 168 | Рейтинг: 5.0/2
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020