Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 07:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Чепелкина Ольга Борисовна » Публикации

использование элементов настольного театра на уроках чтения и развития речи
«Использование элементов настольного театра на уроках чтения и развития речи» Младшие школьники с умственной отсталостью имеют довольно широкий спектр особых образовательных потребностей, в числе которых – развитие коммуникативных умений, обучение конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Это важно для полноценного включения данной категории детей в общество. Согласно современным научным представлениям, образовательная интеграция (инклюзия) лиц с умственной отсталостью нецелесообразна, что справедливо отмечается в исследованиях. Однако человек с умственной отсталостью должен быть включён в сложные социальные связи, что требует целенаправленного формирования у него жизненных компетенций, развития способности включаться в общение, поддерживать и инициировать его. Решение данной довольно сложной задачи важно осуществлять уже на начальном этапе школьного обучения. Это может быть обеспечено за счёт использования эффективных методических приёмов, поиск которых в олигофренопедагогике по-прежнему продолжается. Отмечено, что школьники с нарушенным интеллектом крайне редко инициируют диалоги. В основном это происходит под воздействием значимых для ребёнка мотивов личного характера: пожаловаться учителю на поведение сверстника или на плохое самочувствие; сообщить о нежелании заниматься той или иной деятельностью либо о сложностях её выполнения; попросить желаемую вещь и т.п. Практически не наблюдается ситуаций, в которых причиной диалога является познавательный интерес ребёнка: узнать о каком-либо предмете, явлении, событии. Младшие школьники с умственной отсталостью не организуют диалоги с целью поинтересоваться у сверстников о том, как они проводят время, чем были заняты на выходных или в каникулярное время, как планируют провести праздник либо как отметили его. Если диалог инициируется другим лицом (взрослым или сверстником), ребёнок с нарушением интеллекта бывает внимательным в течение первых минут, а после этого без объяснения причины устраняется от общения, переключается на то, что его интересует в данный момент более всего. Либо игнорирование коммуникативного акта прослеживается сразу: реплика потенциального партнёра по коммуникации остаётся без ответа. Умение пользоваться разными видами диалогов, соблюдать последовательность реплицирования. Преимущественно дети с умственной отсталостью пользуются вопросо-ответными видами диалога с позиции отвечающего. В диалогических единствах не встречается встречных уточняющих вопросов к собеседнику. Не регистрируется реплик-рассуждений, выражения сомнений, убеждений ит.п. Младшие школьники с умственной отсталостью, которым свойственна многоречивость, задавая вопросы, не выслушивают собеседников или перебивают их в ситуациях групповой коммуникации (полилога).Умение наполнять диалогическое общение требуемым содержанием, не отступать от темы, точно выражать мысль. Процесс приобретения знаний является важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, если учитель постоянно культивирует интерес к предмету, уроку, который могут вызвать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Именно к таковым относятся уроки с применением основ настольного театра. Что значит театрализация в рамках учебного процесса в адаптивной школе школе? Чтение для детей с ОВЗ - занятие трудное, потому что при этом требуется напряжение, при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, потому что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабы. Они больше любят слушать и количество детей, которые доходят до самостоятельного пользования книгой, очень незначительно. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят ребёнка в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, активизируют мыслительные процессы и познавательный интерес. Нетрадиционные формы уроков – есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации, затем – привычное для каждого учителя гуманитарных дисциплин использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Использование элементов театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю «элементы театрализации». Проблеме познавательной мотивации обучения в настоящее время уделяется довольно пристальное внимание. Реальная заинтересованность учащихся в овладении чтением и развитием речи еще остается на низком уровне. Как заинтересовать ребенка с умственной отсталостью? Развитие устной речи у учащихся рассматривается как одно из главных направлений при изучении чтения и развития речи. Современная методика рекомендует такие формы и приемы речевого развития, которые одновременно обеспечивали бы обогащение словаря ребенка, углубление его знаний по предмету, и расширение кругозора. Используя элементы настольного театра заставляют ребенка с ОВЗ особенно активно работать над повторением слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения. Театрализованное представление способствует не только развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, но и помогает создать самостоятельное высказывание, обеспечивая его логичность, полноту и лексическое разнообразие. Этот вид совместной деятельности учителя и учащихся – ненавязчивый и достаточно эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса, преодолению ими скованности, развитию коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы. Уроки с элементами настольного театра положительно воспринимаются учениками и их родителями. Использование приёмов настольного театра: 1.Персонификация – реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию. 2. Ролевое прочтение текста рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения. 3.Ролевая игра “Кто я?” - ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе». 4. Сценически – игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. 5.Театрализованные игры Основной целью является оживить события, повысить понимание ситуации, вызвать речевую активность. Детям с ОВЗ больше нравится играть с героями за столом, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки сказочному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя. Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной коллективной деятельности, активизируя эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ученика, занятия театрализацией становятся одними из самых желанных у младших школьников. Проигрывание ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. При грамотной организации этапов театрализации каждый ученик, в том числе учащийся с ОВЗ, найдет свое место в данной деятельности, получит посильное для него задание, с которым, возможно, он справился лучше остальных. При таком подходе занятия театрализацией комплексно развивают сенсорные способности детей, расширяется сфера самостоятельной и коллективной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения. Использование элементов настольного театра: * Создает предпосылки для развития ребенка с ОВЗ * Развивает внимание, мышление, память, самостоятельность * Оттачивает их речь * Повышает общую культуру * Порождает атмосферу ликующего творчества. Дети получают уникальную возможность самовыражения Элементы настольного театра создают максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Обновление методики коррекционной работы, позволяющей оптимизировать педагогическую деятельность в направлении развития у младших школьников с умственной отсталостью вербальной коммуникации, возможно только на основе результатов глубокого изучения различных аспектов речевой деятельности таких детей. Это в полной мере относится и к диалогу. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке чтения и развития речи. Так, на уроке чтения и развития речи мы разыгрываем небольшие сценки по произведениям : «Лиса и журавль», «Репка», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Колобок» и т.д. «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица» Привлечение театрализованных сцен на уроки является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков - развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Использование приема театрализации способствует эмоционально-образной форме урока. Подготовка и проведение такого урока многосторонне приобщает детей к творчеству. Прием театрализации – один из эффективных способов зримо увидеть содержание произведения. Уроки чтения и развития речи призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает учителю достигать поставленных целей. Чем раньше учитель начнёт привлекать ребят к подготовке театрализованных, игровых фрагментов урока, тем раскованнее и увереннее будут чувствовать себя самодеятельные актёры. Благодаря приобщению к художественной литературе высокой пробы на таких уроках исподволь происходит развитие речи школьников: обогащение активного и пассивного словарного запаса, Использование элементов настольного театра, позволяет целостно развивать личность, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Резюмируя, отметим, что для преодоления установленных у детей коммуникативных трудностей, типов ошибок, обогащения опыта общения и формирования способов конструктивного взаимодействия с окружающими людьми, требуется поиск эффективных методических приёмов, технологий коррекционного воздействия. Как в ходе уроков, так и в процессе внеурочной деятельности важно практиковать использование подготовленных и неподготовленных диалогов. Коррекционную работу по развитию у младших школьников с умственной отсталостью диалогической речи следует проводить параллельно с формированием речевого этикета. Список литературы. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств./ М., 1967.Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. / М., 1998. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993. Канн – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении./М., 1987.1.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002. Машевская С.М. Театральная деятельность как средство обучения риторике дошкольников и младших школьников // Начальная школа: до и после, №4, 2010, 22-26. Машевская С.М. Технология драматических игр Jeux dramatiques // Научный поиск, Шуя, 2012, №3, с. 37-44. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.
Категория: Публикации | Добавил: olgachepelkina (04.11.2019)
Просмотров: 345 | Рейтинг: 4.5/2
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020