Размер шрифта: A AA
Четверг, 29.10.2020, 08:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Метод. работа

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Чепелкина Ольга Борисовна » Методические материалы

Конспект урока по русскому языку «Твёрдые и мягкие согласные»

Конспект проведённого урока Тема: Твёрдые и мягкие согласные Цель: Формировать понятие у учащихся о твердых и мягких согласных звуках перед гласными звуками Задачи: Обучающая: Познакомить учащихся с твердыми и мягкими согласными; Учить различать согласные звуки по твердости и мягкости перед гласными устно и при письме, учить подбирать слоги с мягким и твёрдым согласным по схеме Развивающая: развивать умение правильно определять первый согласный звук в слоге, развивать навыки чтения прямых слогов, развивать речь Коррекционная: Развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении твердых и мягких согласных звуков; развивать навык самооценки. Воспитательная: Воспитывать положительную мотивацию учеников. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся. Оборудование: на каждого ученика: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш. Схемы; таблица - алфавит с разделением гласных в красный цвет и согласных синяя-зелёный; доска; мел. Речевой материал: твёрдый согласный, мягкий согласный, гласные, слог, схема Словарная работа: овощи, огород, яблоко. Ход урока: Деятельность педагога Деятельность обучающихся Организационный момент -Здравствуйте ребята!Садитесь. Давайте проверим, всё ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. -Молодцы! Ответьте на вопрос, к какому уроку мы подготовились? - Правильно! - Итак, друзья внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок. Актуализация опорных знаний. - Откройте свои тетради по русскому языку. Запишем дату. Число заранее написано на доске. Какое сегодня число? - Месяц октябрь, к какому времени года относиться? Значит октябрь это какой месяц? В слове октябрь сколько слогов? - Сколько гласных звуков в слове октябрь, какие назовите? - Записываем Классная работа. Слово Классная записываем с большой буквы. - Повторим словарные слова написание которых нужно запомнить: ов.щи, .г.род, ябл.ко. (Слова:овощи, огород, яблоко заранее записаны на доске с пропущенными орфограммами). - В каждом слове нужно правильно вставить пропущенную гласную букву? Какая буква пропущена в первом слове? Какой звук даёт эта буква гласный или согласный? Сколько гласных в слове? Сколько слогов? И т.д. по аналогии - Запишите слова себе в тетрадь. - Молодцы! Положили ручки, встали. Проведём разминку немного отдохнём: Физминутка В огород сейчас пойдем Овощей там наберем Мы морковки натаскаем, И картошки накопаем, Раз, два, три, четыре, пять Будем яблоки срывать Весь собрали урожай Вот он, видишь? Получай! Коллективная работа - Молодцы! Садитесь, продолжаем. - Ребята давайте вспомним: Какиебывают звуки, гласные и …? - Буквы даёт звуки: гласный или согласный.Какие звуки мы называем согласными? - Которые не поются.Во время произношения чувствуется барьер. - Давайте назовём их. - Какие звуки мы называем гласными? - Которые мы можем протянуть легко, пропеть.Давайте назовём их. - Буквы Ь и Ъ звука не дают. - Молодцы! - Итак, на какие две большие группы делятся звуки: гласные и согласные. Сообщение темы урока. -Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со звуками. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Итак, тема урока: Твёрдые и мягкие согласные. Цель нашего урока выяснить в каком случае согласный звук будет мягкий, а в каком твёрдый. Работа по учебнику Откройте учебник на странице 38 найдите упражнение №1 Посмотрите внимательно на первую пару букв. Первая буква БЭ. Даёт согласный звук [б] к этой букве присоединяются две гласные А и Я. Образуется два слога(педагог записывает слоги на доске), назовём их БА и БЯ. В каком случае первый звук произносится твёрдо, а в каком мягко. (Педагог записывает образовавшиеся слоги на доске). - Запишите слоги БА и БЯ в свои тетради. Твёрдый согласный звук подчеркнём одной чертой, мягкий согласный – двумя чертами. - Следующая пара слогов. К доске выходит с учебником В. Записывай следующие два слога по образцу, назови какие слога получились, (несколько раз проговаривают слоги, чётко выделяя твёрдый и мягкий звук) подчёркивай одной чертой твёрдый звук, назови его, двумя – мягкий, назови его, остальные записывают в тетрадь … По аналогии делаются остальные (ду-дю, мы-ми, фэ-фе). - Вывод перед гласными А, О, У, Ы,Э согласный звук твёрдый. Перед гласными Я,Ё,Ю,И,Е согласный звук мягкий. - Молодцы! Встали. Физминутка В осенний денёк, подул ветерок. И листья с деревьев сорвал Летели листочки, летели, летели И на землю тихо сели. - Молодцы, продолжаем. - Итак, перед гласными А, О, У, Ы,Э согласный звук твёрдый. Перед гласными Я,Ё,Ю,И,Е согласный звук мягкий. Мы обозначали твёрдый согласный звук одной чертой, а мягкий согласный звук двумя чертами. Гласный звук с прошлых уроков мы помним, обозначается красным цветом. Получаются такие схемы. Педагог на доске под слоги подставляет полученные схемы и ещё раз объясняет, где какой звук. Первичное закрепление полученных знаний - Нашли в учебнике на странице 38 упражнение №2. Послушайте меня внимательно, в этом упражнение даны слоги. Их нужно прочитать, определить какой первый согласный звук: твёрдый или мягкий, и записать слоги под схемами. Слог с первым твёрдым согласным звуком под первую схему, а слог с первым мягким согласным звуком под вторую схему. Схемы весят на доске,Педагог обращает внимание детей, перед какой именно гласной согласный звук произносится твёрдо, а перед какой – мягко и требует повтора от учеников, так разбираются все слоги в упражнении. Итог урока -Итак, закрепим, какие бывают согласные звуки: твёрдые и мягкие.. Перед какими гласными согласный звук произносится твёрдо? (Все гласные записаны на доске, в две строчки: перед гласными а, о, у, э, ы – согласный твёрдый, перед гласными я, ё, ю, е, и – согласный мягкий). -Ребята, выходите все к доске. Вы сегодня молодцы! Хорошо поработали! Давайте вспомним, что мы делали на уроке, чем занимались?Педагог помогает вспомнить ученикам какие задания они выполняли, показывая записи на доске. -Изучали звуки. Какие? Твёрдый согласный и мягкий согласный, гласные. -Записывали слоги по схемам. (показывает схемы на доске) -Вспомнили словарные слова. Какие? (слова записаны на доске) Яблоко, овощи, огород. Оценивание детей -Сделайте шаг вперёд те, кто считает, что поработал сегодня на пять. -Хорошо, молодцы все согласны? -Сделайте шаг вперёд те, кто считает, что поработал сегодня на четыре. -Хорошо, молодцы все согласны? (педагог комментирует,что было сложно, с чем не справился) Педагог выставляет оценки, комментируя что ученик выполнил, а с чем не справился. Заключение -Сейчас приведите свои рабочие места в порядок. - Всем спасибо. Урок окончен. Дети приветствуют педагога, стоя у своих парт. Садятся, проверяют готовность к уроку. Дети должны давать полный ответ : - Мы подготовились к уроку Русского языка. Дети открывают тетради на рабочей странице. - Сегодня 10 октября Переписывают число в тетрадь с классной доски - к осени - октябрь это осенний месяц Дети проговариваю слово октябрь по слогам. - В слове октябрь 2 слога - в слове октябрь 2 гласных звука, О и Я Переписывают с доски Классная работа. Несколько учеников по очереди выходят и вписывают пропущенные буквы, называют их, аналогично в каждом слове называют количество слогов, гласные, переписывают слова с доски в тетрадь. - В первом слове пропущена буква «о» - Буква «о» даёт гласный звук. - В слове овощи три гласных Проговаривают по слогам о-во-щи - В слове овощи три слога Дети встают со своих мест и повторяют движения за педагогом. Дети шагают на месте, Имитируют, как таскают морковку, Имитируют копание картошки лопатой, Хлопают в ладоши, Имитируют срывание яблок с дерева, Разводят руки в стороны, Показывают перед собой, протягивая вперед ладони рук. Дети садятся на свои места Дети отвечают хором: - Согласные. Дети отвечают на вопрос Дети называют согласные буквы хором, по таблице на доске. Дети отвечают на вопрос. Называют гласные буквы хором, по таблице на доске. Повторяют хором. И несколько человек по очереди индивидуально. Дети повторяют тему урока. Дети открывают свои учебники на странице 38, находят упражнение №1, пальчиком показывают первую букву Б, называют её, проговаривают согласный звук. Называют гласные А и Я. Дети повторяют слоги и с помощью педагога определяют, что в первом слоге БА первый звук согласный произносится твёрдо, в слоге БЯ первый согласный звук произносится мягко. Записывают образовавшиеся слоги в тетрадь. В слоге БА букву б подчёркивают одной чертой, в слоге БЯ букву б подчёркивается двумя чертами. Один ученик выходит с учебником к доске записывает два новых слога ВО и ВЁ, вместе с педагогом несколько раз произносит слоги и делает вывод в первом слоге согласный произносится мягко, во втором – твёрдо. Подчёркивает буквы В одной и двумя чертами соответственно в каждом слоге Дети по очереди выходят и по аналогии выполняют задания со следующими слогами в упражнении. Дети повторяют хором Дети повторяют движения за педагогом Стоя, дети, подняв руки над головой, немного покачиваются вправо и влево, Медленно опускают руки, тряся кистями рук, имитируя движение листьев, Тихонько присаживаются. Дети повторяют хором, закрепляют Дети хором повторяют, затем выборочно повторяют несколько учеников индивидуально. Дети находят упражнение №2, слушают задание педагога Дети хором читают слоги, определяю какой первый звук твёрдый или мягкий, по очереди ученики выходят к доске, и записывают по одному слогу на доску под нужной схемой, проговаривая, что первый звук твёрдый согласный (или мягкий согласный) и перед какой гласной. Дети повторяют хором, затем выборочно несколько учеников индивидуально. Дети выходят к доске ивспоминают, какие задания выполняли на уроке. Дети оценивают свою работу на уроке. Дети наводят порядок на своих рабочих местах.

Категория: Методические материалы | Добавил: olgachepelkina (17.09.2020)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 5.0/2
Новое на сайте
Год памяти и славы
НП «Образование»
Растим детей
Ранняя помощь
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Стартап-проект
Дист.обучение
Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020