Размер шрифта: A AA
Воскресенье, 05.07.2020, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  "Адаптивная школа № 12"





Меню сайта
Дошкольная группа
Метод.объединения

Блоги педагогов

Главная » Статьи » Бобрешова Светлана Владимировна » Методические разработки

Формирование у обучающихся с ОВЗ социально-трудовой компетенции на уроках штукатурно-малярного дела

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Сегодня необходимо не просто работать, но и взаимодействовать в коллективе, решать возникающие проблемы, выбирать лучшие варианты  и т.д. Даже обычному выпускнику средней школы сложно найти свою социальную нишу. А выпускнику коррекционной школы это сложнее вдвойне. У него нарушена способность самостоятельно выделять критерии, которые позволяют личности комфортно существовать в социальной среде и успешно реализовывать свои потребности и цели. Чтобы адаптироваться в современном обществе, ему необходимо иметь такие качества, как умение учиться, находить решения в трудных ситуациях, готовность к переменам, мобильность и другие. В коррекционной школе на уроках трудового обучения формируются необходимые компетенции, направленные на максимальное развитие и социальную адаптацию  ребёнка  с умственной отсталостью.  Содержанию уроков трудового обучения уделяется особое внимание. Именно формирование трудовых навыков предполагает овладение элементарной культурой труда и социальное развитие, в которые  входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, способность пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда [4, с.52].

В последние годы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида всё большую популярность приобретает такой профиль профессионально-трудовой подготовки, как «штукатурно-малярное дело».

На уроках штукатурно-малярного дела должны быть созданы условия, благодаря которым учащиеся смогут познакомиться с назначением, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладеть действиями с ними, смогут научиться планировать последовательность операций. Параллельно с развитием трудовых навыков у школьников развиваются восприятие, представления, словесная речь и мышление.

В рамках теоретической части урока у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости следует расширять и конкретизировать представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

На уроках штукатурно-малярного дела осуществляется воспитание трудолюбия, потребности в труде. При этом значимым является создание психологической и практической готовности к труду. Соответственно, формирование  мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда.

Овладение детьми трудовыми навыками в рамках этого профиля обеспечивает успешную ориентацию в будущей профессии, позволяет подготовить учеников к самостоятельной жизнедеятельности.

Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения и включает в себя:

  • умение анализировать ситуацию на рынке труда;
  • действие в соответствии с личной и общественной выгодой;
  • владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • умение планировать свою деятельность;
  • умение соблюдать правила безопасной работы и трудовую дисциплину;
  • умение работать в коллективе;
  • умение самостоятельно выполнять работу;
  • умение находить способы контроля своей деятельности и применять их.

Важным свойством трудовой деятельности является возможность работающего  использовать в своем труде ранее сформированные навыки. Приобретенный навык – это способность выполнять входящие в состав трудовой деятельности приемы правильно, экономно, быстро и легко, но под контролем сознания. Навыки образуются в процессе упражнений.  [3, с.17].

Для повышения интереса и активности умственно отсталых детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Для достижения этой задачи необходимо постоянно предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе.

У учащихся появляется желание повторить свой успех, что в свою очередь стимулирует потребность в труде. Профессионально-трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен, осмыслен, приносит пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких  социальных качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. В труде воспитываются и социально значимые качества характера - устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности [1, с.346].

Специфические особенности развития у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости психических процессов ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении этих школьников. Основными методами трудового обучения детей с нарушениями интеллекта (в том числе на уроках штукатурно-малярного дела) являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции [2, с.79-80].

При таком подходе у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости отмечается положительная динамика в развитии трудовых навыков и предпосылок дальнейшей социализации. Ученики приобретают полезные для жизни и профессиональной деятельности знания, умения и навыки - увереннее называют, характеризуют, дифференцируют строительные материалы, сообщают об их свойствах, назначении, специфике использования. Школьники овладевают технологией трудовой деятельности, связанной с выполнением различных работ. Стремятся соблюдать правила техники безопасности, знают многообразие инструментов, их функции, могут выполнять трудовые операции с их использованием.

Таким образом, на уроках штукатурно-малярного дела у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости формируются социально-трудовые компетентности, что способствует их социализации в современном обществе.

 

Список литературы

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя /Сост. В.В. Воронкова. – М.: Школа - Пресс, 1995. – 416 с.

2. Магомедова И.А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта/ И.А. Магомедова // Дефектология. - 2005. - № 4. – С. 79 - 80.

3. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе/ С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

4. Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям / В.А. Шинкаренко. – Минск: Издательство БелАПДИ – «Открытые двери», 1997. – 94 с.

Категория: Методические разработки | Добавил: AdminBSV (15.01.2016)
Просмотров: 1451 | Рейтинг: 0.0/0
Новое на сайте
Летняя программа
Стартап-проект
Дист.обучение
Год памяти и славы
Растим детей
НП «Образование»
Мы ВКонтакте
Напоминалка
Ранняя помощь
Соц.-психол.служба
Педагогам
Родителям
Учащимся
Телефон доверия
Полезные ссылки


















Архив новостей

 Политика конфиденциальности  

Согласие посетителя сайта на обработку персональных данных

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
         Система Orphus          
Copyright MyCorp © 2020